Откатные ворота своими руками. Всё большей популярностью на территории России пользуются ворота с откатным механизмом. Это связано с тем, что сборку и монтаж конструкции можно произвести самостоятельно.
Также этот вариант является надёжным, удобным и недорогим. Существует несколько видов откатных ворот, которые можно сделать своими руками.
Содержание
- 1 Разновидности откатных конструкций
- 2 Конструкции
- 3 Этап третий. Изготовление полотна ворот
- 4 Когда можно устанавливать откатные ворота?
- 5 Преимущества и недостатки сдвижных ворот
- 6 Как высчитать оптимальную ширину проема?
- 7 Устройство механизма
- 8 Подготовка инструмента
- 9 Общие правила выбора комплектующих и фурнитуры в зависимости от веса ворот
- 10 Схемы и чертежи
- 11 Этап четвертый. Установка конструкции и отделка полотна
- 12 Этап пятый. Установка электропривода и зубчатой рейки
- 13 Чертеж откатных ворот
Разновидности откатных конструкций
Ворота бывают нескольких видов, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы. Поэтому прежде чем ответить на вопрос, как сделать откатные ворота своими руками, нужно изучить все разновидности.
Подвесные ворота
Раньше такие конструкции встречались при въезде на территорию предприятий и прочих охраняемых объектов. На большом расстоянии от земли, превышающем высоту грузового транспорта, устанавливалась металлическая балка. Впоследствии с помощью роликовых тележек на нее вешалось полотно ворот.
Эти ворота довольно надежные. Им более 50 лет, но до сих пор работают, хотя мало где применяются в наши дни. И причин тому несколько:
- ограниченный по высоте проезд;
- повышенная металлоемкость. Если во времена СССР цены на металл были более чем доступными, то в условиях современных реалий установка подвесных ворот требует внушительных вложений.
Если подвесная конструкция вызвала интерес, то в интернете можно найти видео о том, как сделать откатные ворота подобного плана своими руками.
Откатные по рельсу
Эти ворота отличаются простой конструкцией и схемой сборки. Они компакты – при открытии створка занимает место, равное ширине проезда. Рельсовые ворота могут закрывать собой большие проемы (до 6 метров), при этом створка у них не провисает.
Полотно ворот, стоящее на роликах, ездит по уложенному поперек дороги рельсу. Сверху створка удерживается скобой с роликами. Получается, что полотно катается в проезде, как вагон по ж/д путям. Эти откатные ворота вполне можно сделать своими руками и при этом дешево. Единственный недостаток данной модели – необходимость регулярной очистки рельса от мусора, песка, снега и прочих помех, препятствующих нормальному движению створки.
Важно! Рельсовые ворота не рассчитаны на работу в «сильный» ветер и снегопад, поэтому используются преимущественно в странах Европы.
Консольные
Полотно данной конструкции не контактирует с поверхностью. Оно нависает над проездом. Сама створка крепится к несущей балке, которая при помощи роликовых тележек фиксируется на фундаменте. В зависимости от местоположения направляющей балки консольные ворота делятся на откатные конструкции с верхним, срединным и нижним расположением несущей балки.
Первые два варианта оправданы, когда есть возможность подвесить консольные узлы на капитальную стену здания либо присутствуют какие-либо сооружения и конструкции, способные выдержать нагрузку от ворот. При отсутствии вышеперечисленного, придется корпеть над возведением специальной силовой конструкции, что не всегда выгодно.
Это интересно: Как избавиться от конденсата на пластиковых окнах? Советы
Конструкции
Откатные механические ворота
Самонесущая конструкция откатных ворот состоит из нескольких элементов. Это фундамент, который заливают под хвостовик. Предварительно, выкопав траншею около полу метра в ширину и глубину. Длиной равной половине створки самих ворот.
Далее устанавливают два опорных столба для которых бурят отверстия глубиной равной одной третьей части от длины трубы с диаметром в 2-3 раза больше, чем сечение трубы. На дно углублений засыпается песок и щебень, заливается бетонный раствор. Такая же подушка укладывается в траншею. Сверху идёт арматура и всё бетонируется.
Устанавливаются крайний и направляющий столбики с трубой крупного диаметра для крепления створки ворот. Створку делают с противовесом. Так называемым хвостовиком.
Правильно рассчитанная масса каркаса, обшивки, противовеса, замков даст гарантию долгосрочного использования конструкции фундамента.
По готовым чертежам делаем металлические заготовки для рамы откатных ворот. Очищаем их от грязи и ржавчины. Свариваем по схеме под нужными углами.
Важно! Использование сплошного сварного шва при сборке рамы, может привести к деформации конструкции. Лучшим вариантом, является “точечный” способ.
Чтобы ворота не “повело”, каркас усиливают стальным листом или трубами, приваренными по углам. Приготовленные элементы шлифуются и обрабатываются антикоррозийной грунтовкой.
Следующей к раме добавляется направляющая балка. Она приваривается к нижнему краю каркаса. А на ее концы устанавливаются резиновые заглушки для затруднения попадания внутрь воды и мусора.
Чтобы установить верхний и нижний улавливатели, к опорному столбу приваривают швеллер, монтируются ролики и на каретку надевается консоль. Улавливатели окончательно регулируются и начинается монтаж обшивки откатных ворот.
Автоматические откатные ворота
Существует множество вариантов электроприводов для автоматизации откатных ворот. Они обычно, оснащены двигателем с самозапирающимся редуктором и модулем с электронной системой управления. Питание автоматики происходит от сети. Также работает и в ручном режиме, если напряжение отсутствует.
Чтобы подобрать подходящий вариант автоматики, нужно рассмотреть технические характеристики этой продукции. Профиль безопасности, зубчатую рейку с упором для концевых выключателей. Фотоэлементы, распределительную коробку с приводом, блоком управления и радиоприёмником. Привод устанавливают у ворот.
Перед приобретением и установкой привода следует определиться с ключевыми факторами механизма. Мощность автоматики должна соответствовать весу и размеру откатных ворот. Привод с малой мощностью для ворот с большим весом быстро выйдет из строя.
Важно! Определитесь заранее в какую сторону будет двигаться полотно откатных ворот. В право или влево.
Питание от сети для маломощных двигателей может быть минимальным. Для более сильных, возможен стандартный вариант запитки в 220В. Блок питания используется не всегда. Нужно смотреть на уровень шума от привода.
И конечно, нужно рассматривать, климатические особенности местности, на которых монтируются откатные ворота. Не все автоматы могут справиться с морозом или сильной влажностью.
Этап третий. Изготовление полотна ворот
Чтобы изготовить ворота откатные своими руками, для конструкции помимо металлопроката и инструмента потребуется приобрести комплект фурнитуры. На схеме откатных ворот выше мы описали компоненты системы. Фурнитура для откатных ворот различается по максимальной ширине проема и массе ворот, которую может нести балка и тележки.
К примеру, если ворота весят до 350 кг, а длина проёма составляет 4 метра, можно использовать комплектующие МИКРО 6, Дача 6. Как правило они предназначены для частного использования: коттеджа, дачного участка. Ограничение по массе подразумевает легкую отделку из профильного листа, сетки или штакетника.
Для конструкций до 500 кг и длиной проёма максимум 5 метров нужно использовать комплект ЭКО 7. Это могут быть легкие кованые ворота, конструкции с отделкой профнастилом или легкими породами дерева (сосна).
Если полотно весит около 800 кг, а проём широкий (до 7 метров) необходимо подобрать комплектующие, способные справиться с такой задачей, например, комплект ЕВРО от компании РОЛТЭК.
Самые мощные детали для комплектации — система МАКС — способна выдерживать полотно, вес которого до двух тонн, при проеме до 12 метров.
Можно разрезать направляющую балку на 2 части — тогда вопрос с доставкой значительно облегчится. Мы выполняем рез специальной фрезой и балка состыкуется идеально. На месте направляющую можно сварить без потери качества.
Для сборки рамы откатных ворот для проема 4*2 м. понадобится:
- труба профильная сечением 60*40 (можно также использовать трубу 60*30) — 3 трубы стандартной длины 6 м.
- труба профильная 40*20 или 20*20 для изготовления обрешетки (на нее крепится заполнение полотна ворот из профнастила, дерева и др.) — 5 труб стандартной длины 6 м.
Правильная конструкция створки — основа продолжительной работы ворот. Створка ворот должна быть жесткой, при этом не перегруженной элементами. Рама представляет собой несущую ферму, содержать необходимые для этого диагональные и вертикальные силовые элементы.
Чаще всего раму делают по технологии цельносварных конструкций. В последующем она может быть отделана деревом, штакетником и пр.
Когда можно устанавливать откатные ворота?
Для установки откатных ворот своими руками порой недостаточно бюджета, наличия пошаговой инструкции и огромного желания. Ведь в основном успех монтажа зависит от возможностей участка.
- Пространство вдоль заграждений, куда будет отъезжать створка, должно быть свободно не менее чем на 1,5 ширины проезда. Это обязательное условие, поскольку этот участок по плану вмещает не только полотно, закрывающее проем, но и технологическую часть, длина которой составляет 50 % от ширины проема (не меньше). Именно эта величина позволяет лучшим образом распределить нагрузку от ворот на консольный блок.
- Сдвижная конструкция перемещается по прямой линии, следовательно, и свободное пространство вдоль забора должен быть прямым.
- На участке, где будут располагаться ворота, рельеф должен быть ровным, любые огрехи, способные помешать свободному движению полотна недопустимы.
- Калитки лучше располагать с противоположной стороны от пути движения ворот. Иногда владельцы участков просят установку откатных ворот со встроенными калитками либо возводят такую конструкцию своими руками. Данный вариант крайне неудобен для детей и пожилых людей за счет наличия высоких порогов.
- Зачастую владельцы планируют использовать ворота в качестве калитки. Подразумевается, что створка будет отъезжать на специально заданное расстояние, удобное для человека. Делать этого не стоит по одной простой причине: любой механизм рассчитан на определенную частоту использования. И если задействовать его чаще, то это негативно скажется на ресурсе.
- Если заезд на участок осуществляется со стороны узкого переулка, то для облегчения маневрирования необходимо увеличить проем конструкции, а вместе с ним и размер полотна.
Если участок не имеет ничего общего с вышеописанным, то можно смело приступать к обустройству откатных ворот своими руками в соответствии с фото.
Преимущества и недостатки сдвижных ворот
Конструкция таких ворот представляет собой цельную длинную створку, которая при открытии смещается в сторону от проезда. Если ширина полотна большая, то хозяева выбирают две створки, которые двигаются в разные стороны (открытие) и навстречу (закрытие).
Среди плюсов откатных систем стоит выделить:
- Удобство проезда транспорта в условиях маленькой площади двора.
- Свобода для маневров. Заехать автомобилем можно под любым углом, не боясь зацепиться за створку.
- Выдвижной механизм с полотном уходит вбок. Нужно предусмотреть только место для отката вдоль ограждения. Это не больше, чем 1,5 длины проезда (в зависимости от типа ворот).
- Зимой не нужно расчищать от снега значительную часть усадьбы. Конструкция будет откатываться даже сквозь сугробы. Исключение ‒ рельсовые ворота. Здесь понадобится постоянная чистка направляющей.
- В автоматических системах потребуется только один электрический привод, в то время как в распашных ‒ два.
- Сильные ветра, сложные погодные условия не станут помехой для выдвижного изделия. Для самостоятельного открытия не нужно прилагать силу.
- Устанавливать дополнительные упоры на створку не надо.
Главный минус раздвижных ворот ‒ высокие цены на фурнитуру, комплектующие.
Монтаж рекомендуется проводить на ровной местности.
- Изготовление распашных ворот из профнастила
- Виды ворот для частного дома
Это интересно: Чем отмыть пластиковые подоконники после ремонта: Советы
Как высчитать оптимальную ширину проема?
При составлении проекта по установке откатных ворот своими руками необходимо ответить на самый главный вопрос: как высчитать ширину проема? В данном контексте под шириной ворот будет подразумеваться ширина створки, т.е. свободное пространство между силовыми элементами при полностью открытых воротах. Чтобы ответить на этот вопрос нужно выяснить пару моментов.
- Какие автомобили будут въезжать через эти ворота?
- Под каким углом будет въезжать транспорт (особенно грузовой)?
Исходя из практики, откатные ворота должны иметь такую ширину, чтобы при их пересечении, между опорными столбами и зеркалами с каждой стороны сохранялся зазор не менее 30-50 см.
Угол въезда грузовых машин составляет 45 градусов по отношению к линии ворот. Т.е. для того, чтобы на участок проехал КамАЗ шириной 2,9 метра под углом 45 градусов без учета зазора, то получается, что ширина проема должна составлять 4,1 метра. Однако равняться на эти данные нельзя. Во-первых, потому что не учитывался зазор, а, во-вторых, случается, что проезжающая через ворота машина может по той или иной причине качнуться или соскользнуть в сторону из-за наледи и т.д. Учитывая все это, специалисты рекомендуют изготавливать самодельные откатные ворота с шириной проема не менее 4,5 метра (в идеале 5 метров).
Все вышеописанное касалось ширины проема конструкции. Если говорить о ширине створки, то она должна быть на 20 см больше. Если пренебречь данным условием, то при закрытых воротах будет видна щель. В случае, когда готовое полотно одинаковой ширины с проемом, можно попробовать исправить ситуацию, сместив воротные столбы чуть ближе друг к другу, чем планировалось изначально. Ширина проема уменьшится на 15-20 см, зато не появится щель.
Устройство механизма
Его составляют:
- балка направляющая;
- тележка или роликовая опора;
- съемный концевой ролик;
- нижний, верхний улавливатель;
- верхний роликовый фиксатор;
- подставка.
К застывшему фундаменту крепятся две несущие роликовые опоры. Балка, которая служит направляющей, приваривается к нижнему краю полотна.
Установка столбов, на которые приходится основная нагрузка от ворот, выполняется на подставки или закладные болты. В роликовые опоры монтируется полотно ворот.
Благодаря расположению роликов внутри несущей балки механизм продолжает работать безотказно круглый год.
Подготовка инструмента
Подготовьте или займите у знакомых болгарку, шлифовальную машинку, бетономешалку, инструмент для кладки кирпича, шуруповерт, стремянку, лопаты, молоток, уровень, гаечные ключи, лом и рулетку.
Список получился довольно обширный и если вы не обзавелись каким-то конкретным инструментом, не стоит сразу его покупать, возможно, он есть у ваших друзей или есть возможность арендовать. Потому что с покупкой техники вы вряд ли сэкономите на установке откатных ворот своими руками.
Когда все готово, стоит приступать непосредственно к работе.
Общие правила выбора комплектующих и фурнитуры в зависимости от веса ворот
При покупке фурнитуры учитывайте:
- общий вес ворот;
- ширину проезжей части;
- высоту створок.
В стандартную комплектацию входят:
- две роликовые опоры;
- направляющий профиль;
- верхний ограничитель;
- накатной ролик;
- заглушка;
- верхний и нижний улавливатели.
Регулировочные пластины не входят в комплект и покупаются отдельно.
Фото: фурнитура, автоматика и консольная балка
Разберем перечни фурнитуры в зависимости от веса ворот.
300-500 кг
Зачастую такой вес имеют ворота из профнастила или дерева на металлическом каркасе.
В этом комплекте направляющая консоль делается размерами 60*70*3,5 мм. Длина ‒ 5, 6, 7 м.
Основной материал фурнитуры для конструкции до 300 кг ‒ усиленный полимер, до 400 кг ‒ металлополимер, до 500 кг ‒ металл.
Выбирая роликовые опоры, учитывайте частоту использования ворот. Для дома хватит полимерных изделий. Если же у вас несколько автомобилей или забор установлен на производстве, то лучше взять более усиленные варианты из металлополимера или металла.
Средний срок гарантии на набор фурнитуры составляет 5 лет.
600-700 кг
Набор приобретается, если проект предусматривает тяжелые ворота с калиткой из ковки, сварных решеток.
Материал ‒ металлополимер усиленный.
Количество компонентов фурнитуры аналогично предыдущему типу.
800-1000 кг
Если придется собирать откатной механизм длиной до 8 м с применением тяжелого секционного материала, то здесь лучше купить комплект до 800-1000 кг.
Консоль, которая будет направлять движение створки, поставляется длиной 6‒12 м, размерами 86*94*5 мм.
Основной материал ‒ нержавеющий металл.
1100-1500 кг
У большинства производителей есть усиленные комплекты, которые позволяют построить откатную систему с перекрытием проемов до 9 м и весом 1100‒1500 кг. Они получили название «СУПЕР».
Редко применяются в частном секторе, чаще – в промышленности, производственных учреждениях.
Схемы и чертежи
Ниже приведены примеры эскизов, схем различных вариантов откатных ворот.
Если ширина проезда до 4 м при общей длине ворот до 6 м, а для обшивки берутся легкие материалы, то стандартного набора фурнитуры будет достаточно. Вам не придется делать усиленный вариант.
На схеме выше наглядно показано расположение основных деталей ворот (отмечено цифрами), указаны ключевые размерные параметры (обозначены большими английскими буквами).
Чертеж откатных ворот для ширины проема 4 метра
Если вы решили сделать раскатный механизм сами, то строители советуют брать консоль 70*60*3,5 или 86*94*5 мм.
На картинке выше показана подробная схема размещения всех элементов фурнитуры для смонтированных откатных створок.
Вот вариант откатного механизма с фундаментом.
Этап четвертый. Установка конструкции и отделка полотна
Перед установкой откатных ворот убедитесь в том, что проем имеет размеры, соответствующие воротам, а места для отката достаточно и в нем отсутствуют препятствия.
Внимание! Ворота можно устанавливать только после полного застывания фундамента.
Последовательность действий по установке самонесущих сдвижных ворот:
1. Разместить на монтажной плите (швеллер) регулировочные подставки. Расстояние L между центрами подставок следует делать примерно 35-40% от ширины проема.
Для комплектующих РОЛТЭК его можно высчитать по формуле скачать формулу.
Для сдвижных ворот на проем четыре метра при массе до 350 кг. (на системе РОЛТЭК МИКРО 6, ДАЧА 6) или при массе до 500 РОЛТЭК ЭКО 6 расчет расстояний приведен ниже
Примечание: впереди створки монтируется концевой ролик, его установка требует места. Если роликовую тележку разместить впритык к проему, то в положении «открыто» створка не освободит проем полностью.
Использование регулировочных подставок позволит исправить возможные ошибки при установке, не повредив роликовых кареток. Регулировку сдвижных ворот, установленных на подставки можно производить по горизонтали и по высоте . Если в процессе использования произойдут подвижки фундамента, ворота легко будет выровнять.
Регулировочные подставки нужно прихватить сваркой. На них надеваются роликовые каретки, закатывается полотно ворот и делаются окончательные регулировки по высоте и траектории движения.
Далее:
- снимаем ворота с роликовых кареток
- откручиваем роликовые каретки с подставок
- по контуру обвариваем подставку, крепя ее к закладной, прикручиваем роликовые каретки на подставки
- закатываем полотно так, чтобы ворота были закрыты. При помощи уровня и гаечного ключа, регулируем окончательное положение ворот. Важно! Горизонтальные регулировки нужно производить в закрытом состоянии. В результате произведенных регулировок полотно должно передвигаться без усилий
- со стороны отката в передней части ворот установить концевой ролик и затянуть болты крепления
- на приемном столбе установить швеллер для крепления ловушек нижней и верхней. Швеллер (шириной 120 мм) приваривается к закладным. Вместо него можно использовать профильную трубу 60*40 мм или специальный усиленный кронштейн (комплектующие РОЛТЭК)
Внимание! Устанавливать ловушки нужно после того, как полотно полностью готово (нагружено). В противном случае потребуется корректировка их положения после отделки ворот.
- Приварить на швеллер верхнюю и нижнюю ловушку, определив их положение по приходу полотна ворот на месте. Нижнюю ловушку нужно отрегулировать так, чтобы закрываясь, створка наезжала на него концевым роликом и приподнималась на 10 мм.
- Приварить верхний ограничитель створки к столбу, за который откатывается полотно. Отрегулировать положение полотна и зазор между створкой ворот и роликами от боковых качений. Затянуть крепление роликов.
Заглушить направляющую створки ворот заглушкой.
Обшивка полотна такой конструкции может быть выполнена любым материалом толщиной до 20 мм. Рассмотрим вариант отделки профильным листом. Профнастил нужной длины можно заказать на заводе, чтобы он хорошо входил в раму, его длину нужно брать на 2 мм меньше, чем внутренний габарит рамки. Листы последовательно вкладываются в рамку и крепятся на саморезы по металлу или на клепки. Если последний лист не помещается, его подрезают по ширине.
Этап пятый. Установка электропривода и зубчатой рейки
После того, как сдвижные ворота полностью установлены, можно приступать к монтажу автоматики. Принцип действия любого электропривода для сдвижных ворот состоит в передаче усилия с шестерни на зубчатую рейку на полотне ворот. Рейка продается отрезками по 1 метру, количество рейки, необходимое для ворот рассчитывается исходя из ширины проема + 1 метр. Рейка бывает стальная — она крепится на сварку к раме — и нейлоновая со стальным сердечником — ее можно прикрепить на кровельные саморезы к уже готовым воротам.
Остались вопросы? Хотите купить комплектующие и сделать сдвижные ворота своими руками? Звоните или приезжайте к нам. Грамотно ответим на возникшие вопросы, поможем советом!
Чертеж откатных ворот
Наша компания производит самонесущие откатные ворота с 1992 года. За это время в конструкции произошли значительные изменения. Ниже мы опишем наиболее оптимальную, по нашему мнению, конструкцию рамы.
Чертеж рамы откатных самонесущих ворот на проем шириной 4 000 мм, высотой 2 000 мм на несущей системе РОЛТЭК МИКРО
Чертеж узлов А, В
Спецификация материалов:
ЗАГОТОВКА НА СТАНДАРТНУЮ РАМУ 4000х2000 на несущей системе МИКРО/ЭКО
№ |
УГЛЫ |
ПРОФИЛЬ |
ДЛИНА |
КОЛ-ВО |
|
1 |
90˚/90˚ |
МИКРО 6 / ЭКО 6 |
6 000 мм. |
1 шт. |
|
2 |
90˚/45˚ |
60х40 |
6 000 мм. |
1 шт. |
|
3 |
45˚/45˚ |
60х40 |
4 480 мм. |
1 шт. |
|
4 |
90˚/45˚ |
60х40 |
1 804 мм. |
1 шт. |
|
5 |
45˚/45˚ |
60х40 |
1 844 мм. |
1 шт. |
|
6 |
40˚/50˚ |
60х40 |
2 359 мм. |
1 шт. |
|
7 |
45˚/45˚ |
40х20 |
4 399 мм. |
2 шт. |
|
8 |
45˚/45˚ |
40х20 |
1 763 мм. |
2 шт. |
|
9 |
90˚/90˚ |
20х20 |
1 683 мм. |
5 шт. |
|
10 |
90˚/90˚ |
20х20 |
703 мм. |
6 шт. |
|
11 |
50˚/40˚ |
20х20 |
1 089 мм. |
6 шт. |
Собирать раму надо на сварочном столе или на ровной поверхности, которая больше собираемой конструкции. Сварку труб и направляющей нужно производить прерывистым швом в шахматном порядке. Нельзя приваривать направляющую полностью с одной стороны, а потом, перевернув раму, с другой. Это приведет к ее изгибанию. Перед сварочными работами направляющую и трубу нужно загрунтовать, чтобы избежать подтеков ржавчины в результате непрокраса. Если геометрия полотна в результате сборки нарушена, надо произвести ее рихтовку.
Сварочные швы нужно зачистить шлифовальной машинкой.