Плоскорельефная резьба по дереву – фотографии и рисунки

Как один из видов резьбы по дереву, плоскорельефная резьба появилась в XVIII веке в России при правлении Петра I. Период активного расцвета ремесла пришелся на вторую половину XX века, что во многом обусловлено деятельностью мецената Мамонтова, открывшего в своей усадьбе в Подмосковье мастерскую.

Художники и резчики основываются на эскизах плоскорельефной резьбы по дереву древнерусских мастеров, которые положили начало абрамцево-кудринской резьбе благодаря проведенным изысканиям и творческим поискам. Название нового вида ремесла произошло не только от места, где находилась мастерская, но и деревни, из которой приходили мастера.

Учимся плоскорельефной резьбе по дереву своими руками

Плоскорельефная резьба является одним и самых наиболее популярных видов резьбы по дереву. Она очень широко распространена в домовой резьбе, а так же в изготовлении различных сувениров.

Плоскорельефная резьба представляет собой вырезанный узор невысоко выделяющегося над основным фоном орнамента с возможностью придания рельефа как самому рисунку, так и его фоновой части.

Обычно фон вокруг основного рисунка срезают полностью или удаляют на пять — семь миллиметров, чтобы контраст между ними был максимально подчеркнут.

Хоть изображение и отличается довольно значительно по высоте от фона, но сам рисунок, имея объемные очертания, обычно выполнен приблизительно в одной плоскости.

Выделение орнамента относительно фоновой плоскости может иметь несколько вариаций: они могут быть отделаны выемками, насечками, скруглением граней и стать вогнутыми или выпуклыми частично или полностью.

Эскизом для вырезания с применением техники плоскорельефной резьбы могут стать совершено любые реалистичные или стилизованные изображения животных, растений, птиц или даже людей, если опыт вырезания по дереву позволяет подробно качественно прорабатывать даже самые мелкие детали.

Различается несколько типов фона: заоваленный, подушечный, вбранный, подобранный и поднутренный. Все эти виды вы можете рассмотреть и наглядно изучить различия между ними на фото ниже:

Разбираем просто вариант с заоваленным фоном (контуром)

Для выполнения резьбы данного рода вдоль контура эскиза вырезают канавки, которые после заоваливают (скругляют) как со стороны фона, так и со стороны орнамента.

Сначала делают надрезы ножом-косяком вдоль контура. На закруглениях срезы выполняются с использованием полукруглых стамесок подходящей ширины.

Фон рисунка снимается так же ножом или прямой стамеской, выдерживая 30-градусный наклон среза к плоскости заготовки.

Со стороны изображения орнамента контур следует заоваливатъ круче, со стороны фона – отлого, это позволит рисунку выглядеть более выпуклым. По окончании заоваливания с помощью резцов можно отшлифовать изделие мелкой шкуркой.

С подобранным фоном.

Разница между резьбой с подобранным фоном и плоскорельефной резьбой с заоваленным фоном заключается в том, что фон вокруг орнамента снимают с одним выбранным для всего изделия углом наклона к плос­кости заготовки (30-45°) и далее не обрабатывают (не скругляют) режущим инструментом и не шкурят.

С поду­шечным фоном.

Резьба с подушечным фоном – это разновидность резьбы с заоваленным контуром. Разница лишь в том, что фон не остается плоским и может быть ниже плоскости орнамента изделия. У возвышения орнамента над фоном есть свои плюсы, но и свои минусы. Работа по срезу всего фона на одинаковую высоту занимает довольно много времени, особенно при больших объемах. К тому же эта работа требует сноровки и аккуратности, чтобы не испортить изделие.

С выбранным и поднутренным фоном.

Данный вид отличается от других тем, что вокруг основного рисунка создают углубления, из-за чего изображение словно возвышается над фоном на различную высоту (обычно в пределах 5-7мм), оказываясь более глубоким и интересным внешне.

Увидеть и почувствовать разницу между разными видами резьбы очень сложно. Зачастую многие виды комбинируются в одном изделии, из-за этого не стоит давать четких определений и разворачивать на этой почве каких-либо споров..

Особенности и виды

Резная природа плоскорельефной резьбы — это углубление или выпирание фона примерно на 5-7 мм вокруг орнамента. За счет этого изображение становится объемным и сохраняет высоту рельефных частей, имея одну глубину фона. За основу эскиза берутся различные изображения животных, птиц, растений, человека. Также можно проработать даже самые мелкие детали. Часто такими узорами украшают посуду, предметы быта, мебель, балясины.

    При выполнении данной техники принято выделять виды технологии:

    • с заоваленным фоном;

    • с выбранным и поднутренным фоном.

    Отличить техники друг от друга крайне трудно, т. к для резьбы по дереву характерно плоскостное изображение. Зачастую бывает, что все виды переплетаются в одной композиции.

    После перейдем к подготовительному этапу

    Как произвести подготовку основы и начать работы

    По большей части резьба по древесине для начинающих является довольно трудной работой, которая требует определенных знаний и навыков. Для того, чтобы сделать все правильно, важно уметь использовать необходимые инструменты. Обработку основания начинают с работ по подготовке дерева под резьбу. Для начала требуется его выстрогать, а если фон выполнен из древесины светлого оттенка, то это все делают при помощи рубанка. А для темного композиционного фона заготовку тонируют. Для того, чтобы получить блестящую древесную поверхность лакокрасочным материалом, в таком случае используют черный цвет, а по окончанию просыхания производят полирование политурой.

    При применение всевозможных красителей, к примеру, туши, темперы, акварели, протравы и остальных похожих красителей, поверхность будет оставаться матовой или ее покрывать светлым лакокрасочным материалом и полируют. Для закрепления заготовку нужно обязательно зажимать в верстаке. Для этого воспользуйтесь зажимами станка или державками (дощечки. Которые будут охватывать и удерживать заготовку). Плоскорельефная резьба по дереву дает возможность выполнять растительные узоры, а также барельеф птицы, животного или человека.

    Когда выполняется резьба по поверхности древесины, рисунки требуется выбирать из специализированных журналов, книг или даже альбомов. Для грамотного изготовления орнамента его переносят, используя копирку или кальку.

    Лучше для начала использовать прозрачную бумагу, которую требуется расчертить на маленькие квадратики. Их габариты будут зависеть от размера оригинального узора.

    Если требуется его увеличивать, то используют пантограф. Резьбовые орнаменты можно увеличивать в 2-4 раза. чтобы резьба по поверхности древесины, эскизы которой переносят на поверхность заготовки, была изготовлена правильно, а еще выбирают ¼ или ½ узора, складывают кальку по горизонтали и при необходимости иногда даже по вертикали. После на нее переносят подобранные наброски или обводят контур.

    На одной из сторон получают 50% изображения, перегибают и получается цельным. На деревянную заготовку его можно переносить любым из имеющихся способов. Главное, чтобы все свободные детали от прорезной резьбы размещались в месте, с необычной текстурой. А при остальных размещают элементы для обрамления, а узорчатые контуры обязательно должны совпадать с волоконным направлением.

    Техника выполнения

    Главным инструментом является нож, который требуется зажимать в кулаке, при этом лезвием к себе. Придавая определенное усилие, им проводят по орнаменту. По отношению к доске нож расположен чуть под наклоном, и так делают надрезание. После этого требуется сделать подрезку. Для этого требуется держать ножик в том же положении, но рука будет наклонена в иную сторону. Прикладывая усилие, требуется сделать подрезание уже сделанного контура.

    В таком случае получается трехгранная соломка, и скругления выполняют лишь под одним углом стамески. При этом радиус при необходимости меняется, а еще будет зависеть от ширины лезвия инструмента.

    Это четко действует для отделения соломки. Она обязательно должна сразу отделиться от заготовки. В противном случае все требуется делать заново, но придется вырезать куда глубже. Для вырезания канавки контурного типа инструмент требуется держать двумя руками. При необходимости ножом важно вырезать и окружности.

    Для завитков применяется полукруглая стамеска. Ее требуется углублять на 0.3-0.4 см в древесину и повернуть кисточку, прокручивая все вокруг оси. Это делается до того времени, пока не начнут замыкаться в линии. Это весьма интересное занятие, и главное разобраться, что к чему, тогда все получится. По большей части художественная резьба по древесине, фото работ которой можно отыскать в книгах, журналах и прочих изделиях, красиво и древнее ремесло. На данный момент все возрождается и есть много отличных, современных мастеров дела.

    Ворносовская резьба

    Вид плоскорельефной резьбы, изобретенный Ворносковым на основе традиционной резьбы и многолетнего опыта, полученного в абрамцевской мастерской. Став впоследствии ведущим мастером в стране, Ворносков признавал, что идеи для своего творчеств позаимствовал в образцах старинной русской резьбы по древесине.

    Отличительной чертой ворносовской резьбы по дереву стал так называемый пальчатый рисунок — техника нанесения растительных элементов, заоваленные края которых придают им форму пальцев.

    Инструменты и материал

    Совет начинающим в плоскорельефной резьбе — лучше выбрать дерево мягкой породы. К ним относятся: осина, липа, сосна. Более опытные резчики используют твердые сорта древесины: бук, орех, акация, граб.

    Для выполнения данного типа резьбы следует приготовить инструменты:

    • напильники;
    • электрическая дрель;
    • линейка;
    • рубанок с лобзиком;
    • нож-косяк с ножовкой;
    • стамеска;
    • циркуль и ластик.

    Резьба с подобранным фоном

    Работа в технике плоскорельефной резьбы с подобранным фоном позволяет создавать орнамент с четким силуэтом. Плоский рельеф с заоваленными гранями возвышается над фоном, который может быть различным — бугристым, гладким, в виде различных текстур.

    Техника резьбы выполняется в той же последовательности, что и другие виды. Сперва делают надрезы по внешнему контуру рисунка, для чего инструмент располагается вертикально и погружается в древесину на большую глубину. Однако глубина надрезов варьируется: на острых углах орнамента она минимальна, на крутых поворотах — максимальна.

    Черновая выборка фона осуществляется на глубину 3-4 миллиметров сперва отлогими полукруглыми стамесками, затем — плоскими. Острие стамески располагается под углом к обрабатываемой древесине. Для облегчения работы по черенку инструмента легко ударяют киянкой либо ладонью. Уход лезвия в сторону либо на большую глубину исправляется подрезанием фона с противоположной стороны. Фон постепенно вырезается на намеченную глубину.

    Следующий шаг — заоваливание и подрезание форм орнамента. Инструмент для подрезания ставится под определенным углом к обрабатываемой поверхности. Заоваливание выполняется стандартным для других видов техники способом.

    Окончательную зачистку фона начинают с обработки крупных участков, постепенно переходя к мелким деталям между орнаментом. Последний этап зачистки фона — использование шкурок и цикли либо его чеканка посредством пуансонов.

    Как подготовить основу и начать работу

    В основном резьба по дереву для начинающих — это сложная работа, требующая определенных навыков и знаний. Для того, чтобы все выполнить правильно, необходимо уметь пользоваться инструментами. Обработка основы начинается с работ по подготовке древесины под резьбу.

    Пример покрытой лаком дощечки для кухни

    Вначале его необходимо выстрогать, а если фон из светлого дерева, то это делают рубанком. А для темного фона композиции заготовку тонируют. Для получения блестящей поверхности дерево покрывают лаком, в этом случае употребляют черный цвет, после его высыхания производят полировку политурой.

    При использовании таких красителей, как темпера, тушь, протравы, акварели и др. подобных красителей, поверхность остается матовой или покрывается светлым лаком и полируется. Для закрепления заготовки ее зажимают в верстаке. Для этого используют зажимы станка или державки (дощечки, которые охватывают и удерживают заготовку). Плоскорельефная резьба позволяет выполнить растительный узор, барельеф животного, птицы или человека.

    Когда производится резьба по дереву, рисунки выбирают из специальных книг, журналов или альбомов. Для правильного выполнения орнамента его переносят, применив кальку или копирку. Лучше сначала применить прозрачную бумагу, которую расчерчивают на квадратики. Их размер зависит от размеров узора оригинала. Если необходимо его увеличить, то применяют пантограф. Орнамент для резьбы, возможно, увеличить в 2 или 4 раза.

    Чтобы резьба по дереву, эскизы которой переносят на заготовку, была выполнена правильно, выбирают четверть или половину узора, складывают кальку по горизонтали и при надобности еще и по вертикали. После на нее переносят наброски орнамента или обводят контур. На одной стороне получают половину изображения, его перегибают, и выходит цельное.

    Изготовление эскиза рисунка для плоскорельефной резьбы

    На деревянную заготовку его переносят любым из существующих методов. Главное, чтобы все свободные от прорезной резьбы детали размещались в месте, с красивой текстурой. А в остальных располагают элементы обрамления. Контуры узора обязательно должны совпадать с направлением волокна.

    Использование плоскорельефной резьбы в создании мебели

    Описываемая техника ремесла широко применялась в конце XIX века, на что указывают многочисленные фотографии. Плоскорельефная резьба по дереву использовалась для украшения предметов мебели и аксессуаров, которые весьма высоко оцениваются антикварами даже при условии, что они изготавливаются современниками.

    Наиболее востребована плоскорельефная резьба при изготовлении церковных иконостасов и обустройстве православных храмов изнутри. Эстетичные фото плоскорельефной резьбы по дереву подтверждают высокую ценность уникального и изящного ремесла.

    Техника выполнения

    Основной инструмент — нож — необходимо зажать в кулаке, причем лезвием к себе. Придав некоторое усилие, проводят им по орнаменту. Нож по отношению к доске расположен немного наклонно. Так выполняют надрезание. После этого делают подрезку. Для этого нож держат в том же положении, но рука наклонена в другую сторону.

    Придав некоторое усилие, делают подрезание уже выполненного контура. В этом случае выходит соломка (трехгранная). Скругления производят только одним углом стамески. Причем радиус при надобности меняется и зависит от ширины лезвия инструмента. Для отделения соломки действуют четко. Она должна сразу отделиться от заготовки. Иначе понадобится все делать заново, но вырезать придется глубже.

    Для вырезания контурной канавки инструмент держат двумя руками.

    При надобности ножом вырезают и окружности.

    Для завитков используют полукруглую стамеску. Ее углубляют на 3 или 4 мм в дерево и поворачивают кисть, этим прокручивают все вокруг оси. Это делается до тех пор, пока линии не замкнутся. Это очень увлекательное занятие. Главное, разобраться, что к чему, и тогда все получится. В основном художественная резьба по дереву, фото работ которой можно найти в журналах, книгах и др. изданиях, древнее и красивое ремесло.

    Сегодня оно возрождается и есть немало хороших современных мастеров этого дела.

    Читайте также

    Элементы домовой резьбы по дереву


    Поделитесь в соц.сетях:

    Оцените статью:

    (Пока оценок нет)
    Загрузка...

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.