Роспись стен по сырой штукатурке – полное описание технологии. Роспись по сырой штукатурке пришла к нам издавна, и по такой технологии расписывали сохранившиеся дворцы и древние храмы.
Такой метод внутренней и наружной отделки стеновых поверхностей дает возможность создавать индивидуальный и неповторимый образ в общественных и жилых помещениях.
Кстати, расписывать можно и сухие, и сырые оштукатуренные поверхности стен. Чтобы создавать на стенах настоящие невероятные шедевры, потребуется приглашать художника, который умеет работать в этом направлении. Несложные рисунки или узоры можно наносить собственноручно, но для этого потребуется изучить технологию стеновой росписи.
Содержание
- 1 Штукатурка
- 2 Немного истории
- 3 Советы
- 4 Написание фрески
- 5 Вдохновение?
- 6 Суть процесса
- 7 Материалы и технология штукатурных работ
- 8 Особенности работ
- 9 Алгоритм выполнения
- 10 Процесс выполнения росписи по сырой штукатурке
- 11 Подготовка поверхности стены
- 12 Разновидности штукатурной росписи
- 13 Какой материал выбрать для нанесения живописи
- 14 Нюансы успешного воплощения живописи
- 15 Рисование картины
- 16 Нанесение штукатурки
- 17 Альсекко
- 18 Преимущества и особенности росписи
- 19 Порядок действий
- 20 Технология нанесения росписи
- 21 Особенности оштукатуривания
- 22 Общие сведения
- 23 Готовим стену
- 24 Какие бывают краски?
- 25 Технология создания фресок
- 26 Как наносится штукатурка
Штукатурка
Технология фрески основана на естественных свойствах извести при высыхании постепенно превращаться из жидкого в коллоидно-кристаллическое вещество. От качества извести очень сильно зависит как ход работы, так и сохранность законченного изображения, поэтому для создания штукатурки под фресковую роспись необходимо взять свежую хорошо обожженную известь самого лучшего сорта* и «загасить» ее — в емкость с большим количеством воды очень постепенно всыпается известь, при этом необходимо быть очень осторожным, поскольку известь при гашении очень сильно нагревается. После того, как известь загашена, ей нужно дать выстояться в воде или в мокром состоянии в течении как можно более длительного периода времени. Желательно как минимум год, хотя если обстоятельства не позволяют заготовить известь заблаговременно, допускается и применение извести с меньшим сроком гашения.
В качестве наполнителей для штукатурки под фресковую роспись традиционно используется несколько видов материалов, самым лучшим из них традиционно считается кирпичная крошка — мелко молотый «кирпичный бой». Ее преимущества состоят в том, что в сыром штукатурном растворе вода с растворенной в ней известью, входящая в поры кирпича при его намокании, высыхает и выходит на поверхность очень медленно, тем самым продлевая общее время просыхания штукатурки и время работы над изображением. Кроме этого постепенность высыхания обеспечивает наиболее глубокое «прорастание» образующихся кристаллов извести в толщу основания.
К
роме кирпичной крошки (а при отсутствии и вместо неё) применяется песок, причем рекомендуется использовать именно речной, поскольку у него самые разноразмерные «зерна», плотно прилегающие друг к другу. Из-за этого речной песок обладает самой высокой плотностью. Этот фактор важен, поскольку известь в штукатурном растворе технически выполняет роль минерального «клея», скрепляющего между собой частицы наполнителя. При этом чем ближе прилегание частиц друг к другу, тем выше КПД извести, и тем прочнее оказывается штукатурное покрытие в целом.
Не менее важным, чем кирпич или песок является такой наполнитель, как рубленая пенька или льняное волокно, — они делают штукатурный слой менее хрупким, придавая ему дополнительную пластичность и устойчивость к небольшим деформациям.
Немного истории
Искусство росписи по сырой штукатурке зародилось в античном Средиземноморье. Популярностью своей этот метод был обязан дешевым краскам, которые изготавливались из местного минерального сырья и разводились водой. В Риме фресковая живопись украшала дома богатых людей и общественные здания, примеры таких работ можно увидеть в Помпеях и Геркулануме, где живопись хорошо сохранилась благодаря стоящему рядом Везувию: города были засыпаны пеплом в начале нашей эры.
Свое развитие фреска получила в Средние века, где она стала непременным атрибутом храмов. Особенно славились итальянские мастера, у которых фреска была признаком высшего пилотажа художника. Услуги по фресковой живописи пользовались заслуженным спросом: такая роспись была практически вечной, ведь краска впитывалась в штукатурку и схватывалась вместе с ней. При высыхании она несколько блекла, но это компенсировалось главным назначением фрески: она делалась в больших интерьерах, где впечатление от живописи получалось на некотором расстоянии от него.
Живопись по сырой штукатурке господствовала в храмах вплоть до XVIII века, постепенно вытесняясь другими формами оформления интерьера.
Советы
Чтобы изображение оставалось ярким после высыхания, выбирайте более яркие цвета
Чтобы получилось качественное изображение на стене, нужно учесть несколько советов:
- при выборе красок учитывают, что после высыхания цвет значительно блекнет, нужно выбирать более яркие краски;
- изображение подбирают так, чтобы, если изменится назначение комнаты, оно гармонировало с оформлением нового помещения. Не стоит выбирать кричащие, раздражающие тона и картины с изображением сцен войны и т.д;
- пока штукатурка высыхает, помещение нужно защитить от сквозняков, прямых солнечных лучей и резких перепадов температуры;
- краски наносят с легким прижимом кисти, чтобы не повредить основание. Наносят тонким слоем, толстый слой не полностью впитается в штукатурку;
- для изображения дымки в пигменты добавляют белила из извести.
Краски наносят от более светлого к темному. Обязательно нужно соблюдать такую последовательность, чтобы светлые тона успели впитаться в штукатурку. Когда художник движется в обратном направлении, видит, где тон поблек и его нужно обновить.
Написание фрески
Написание фрески должно происходить быстро, но без поспешности. Для того, чтобы свести к минимуму потери времени на переделки и размышления, мастер должен заранее очень хорошо во всех деталях представлять себе не только окончательный вид будущего изображения, но и иметь в голове ясную схему того, в каком порядке работа будет вестись.
В нашей практике мы пришли к методу, позволяющему условно разделить работу на три этапа, — создание рисунка, нанесение локальных тонов, разделка изображения тенями и светами. Такая последовательность работы позволяет максимально использовать ресурс высыхающей извести.
В начале работы, когда штукатурка еще достаточно сырая, делается рисунок. Процесс создания рисунка подразумевает творческий поиск и нахождение наилучшей выразительной «конструкции» для изображения. Технически это означает, что на этапе рисунка в первоначальный план изображения могут вноситься необходимые исправления, но к концу этого этапа должны быть четко определены гранцы пространства для каждого из локальных цветов.
После того, как создан рисунок, изображение рекомендуется «раскрыть», нанося локальные цвета по всей его поверхности, не оставляя белых пятен. Нанесение нового поверхностного слоя — слоя растворенного с водой пигментан поможет слегка нарушить начинающую образовываться поверхностную кристаллическую корку.
Когда вся поверхность будущей фрески будет раскрыта, необходимо в первую очередь заниматься теневой моделировкой, сначала на лике и открытых частях тела, потом на одеждах и других деталях. Высветления с использованием вместо белил мелкотертой извести имеет смысл делать уже после всего этого, поскольку известь, растворенная в штукатурке легко входит в соединение с «белильной известью», обеспечивая надежное закрепление содержащих известь красок даже на почти высохшей поверхности.
В некоторых случаях, если есть опасность пересыхания стены, в состав красок для окончательных описей и теней в некоторых случаях вводится разбавленный с водой желток. Он не компенсирует высыхание штукатурки, но в соединении с известью образует своеобразное прочно клеящее вещество, прочно удерживающее краски на живописной поверхности.
В процессе работы фрескисту приходится учитывать большое количество особенностей этой техники. В первую очередь важно помнить, что желтая охра, глауконит и все содержащие известь колера после высыхания штукатурки довольно сильно высветлятся. К сожалению, предугадать окончательный тон бывает очень трудно, поскольку каждый раз штукатурка ведет себя по-разному. Это зависит в первую очередь от характера носителя, на который наложена штукатурка. Если стена, даже хорошо промоченная, продолжает быстро впитывать в себя воду, фреска будет сохнуть быстрее. Если же штукатурка нанесена на не-впитывающее воду основание, такое как бетон или какая-либо панель с сеткой, если используется трехслойный грунт, процесс высыхания будет проходить намного медленнее.
Стоит отметить, что при работе в технке фрески чрезвычайно важно ни в коем случае не допускать ни малейшего нарушения целостности штукатурной поверхности кистью. Такое происходит, когда рисующий пытается прямо на поверхности штукатурки смешать накладываемый цвет с еще не подсохшим наложенным ранее. В этом случае к краскам начинает примешиваться входящая в штукатурный раствор известь и при высыхании место такого смешивания будет выделяться на поверхности живописи излишней белесостью.
Вдохновение?
Работа в технике фрески по-сырому, еще называемая техникой «чистой фрески» или buon-fresco (итал. — хорошая, добрая фреска) стоит в ряду прочих технологий росписи несколько особняком, и в наше время довольно мало находится желающих использовать эту технику для монументальных росписей. Расспросы показывают, что многих отпугивают непривычно жёсткие условия работы, а также трудность точного прогноза изменений тех или иных цветов при высыхании.
Соглашаюсь, действительно эти трудности являются значительными и труднопреодолимыми, но кроме них во фреске есть чего нет более ни в одной технике. Есть техники монументальные, — например мозаика или роспсь силикатными красками, но такого ощущения легкости самого процесса письма нет более ни в одной. Когда сделан рисунок и стена приобрела необходимую для работы меру сухости, краски начинают как бы сами сходить с кисти при прикосновении к поверхности. Быстрота в такой работе отнюдь не помеха, отнюдь, — если правильно рассчитан объём работы на один заход**, если композиция предварительно изучена, чувство ограниченности во времени как бы подхлёстывает тебя, и говорит, — давай, ты всё знаешь и сможешь, — вперёд! И тут уж только два шанса у тебя, — либо ты победишь, либо тебя. А всё потому что стена на тебя давит своей массой, своей инертностью и масштабом. Ты ощущаешь себя малым и беззащитным… если только ты сам не веришь в то, что ты сможешь это совершить. Вот тут-то как раз и приходит к тебе вдохновение, если ты веришь, и даже если ошибки какие-то или неточности, — важнее в такой работе — общий подъём, так сами собой достигаются в ней целостность и единство.
Если же ты заранее сдался, испугался объёма, масштаба и тяжести, если ты пришел к мысли, что нужно лишь «тюкать» потихонечку, до тех пор, пока не будет готово, пока не нарисуются все детали и не будут поставлены все жемчуга, — грустной будет тогда твоя фреска. То есть фактически она будет находиться на своём месте, но со стеной её не свяжут твоё вдохновение и твоя энергия, скорее всего такая фреска будет грустной, и что самое страшное, — занудной и скучной. А уж если фреска скучна, так лучше уж было бы оставить вместо нее белую стену, — та хотя бы не занудствует о немощах своего автора, но горделиво возвышается и свидетельствует своим масштабом.
Филипп Давыдов
Суть процесса
Известковая штукатурка, состоящая из гашеной извести и песка, наносится на стенку в несколько слоев, верхний из которых и покрывается живописью. Краски для фрески водорастворимые, готовятся на известковой, казеиновой или силикатной основе. При нанесении на сырую штукатурку они впитываются в нее и по мере схватывания раствора так в нем и остаются, окрашивая карбонат кальция. С точки зрения химии этот процесс выглядит так:
Са (ОН)2 + СО2 = СаСO3 + Н2О,
где Са (ОН)2 — гашеная известь (гидроксид кальция), СО2 — углекислый газ.
Полученная таким образом картина является неотъемлемой частью стены, и смыть ее не получится. Можно лишь закрасить или сбить штукатурку совсем.
Нужна ли фреска в квартире
Фреска является одним из видов монументальной живописи. В отличие от станковой, когда картину вы можете снять и перевесить в другое место, со стенной росписью так не получится.
Изначально любое монументальное искусство было рассчитано на то, что оно является не самостоятельным произведением, а частью всего комплекса. Может быть, это будет грубо сказано по отношению к работе художника, но фреска в квартире станет альтернативой окраске или обоям, только с более высокой стоимостью.
Перед тем как решиться на такое украшение вашей стены (или потолка, если высота позволяет), продумайте композицию, которую вы там разместите. Лучше даже проконсультироваться по этому поводу со специалистом. Дело в том, что понравившаяся вам картинка может совершенно не вписываться в ваш интерьер. То, что хорошо смотрится под куполом собора, совершенно не подойдет для декорирования стены в хрущевке.
Еще один важный момент, о котором хочется предупредить — это квалификация. Чаще всего современные художники не обладают навыками штукатурных работ, а у штукатуров совсем плохо с художественными талантами. Мастера Средневековья владели и тем, и другим, им было проще. У вас есть два выхода из создавшегося положения:
- Нанять художника и работать в паре, освоив штукатурные работы.
- Попробовать все сделать самостоятельно.
Одно важное предупреждение: если у вас нет никаких знаний о свойствах красок, композиции, светотени, и вообще художественных навыков, не стоит начинать учиться на фреске. Поверьте, это не тот случай. Вы будете загнаны в узкие рамки схватывания слоя штукатурки и, скорее всего, испортите и стену, и материал. Оценивайте свои возможности реально.
Материалы и технология штукатурных работ
Живопись по сырой штукатурке водяными красками состоит из двух этапов — штукатурных работ и росписи. Причем оба этих процесса накладываются друг на друга. Поэтому каждый этап рассмотрим подробно.
Фреска выполняется по самому распространенному в советское время штукатурному покрытию — известково-песчаному раствору.
Этот раствор разводится в пропорции 1:4, где 1 — это гашеная известь, а 4 — песок. Финишные слои разводятся в пропорции 1:2,5, и вместо песка желательно использовать порошок из тертого кирпича.
В продаже известь бывает в виде известкового теста, порошка негашеной извести и порошка-пушонки (гашеной). Дешевая известь производится из отходов производства и является тощей: содержание оксида кальция в ней меньше, и гасится она медленно; иногда гашение занимает год. Использование низкокачественной извести под фреску не рекомендуется. Из-за медленного гашения и множества примесей она будет давать высол, из-за которого может отстать от стены и образовывать некрасивые потеки на поверхности штукатурного слоя, а то и вовсе расслаиваться.
Раньше художники известь тщательно промывали и перемешивали, добиваясь полного гашения. Сейчас есть возможность приобрести чистую известь и погасить ее дома, а если нет для этого места — купить пушонку.
Песок для раствора должен быть чистым. Оптимальный вариант — это речной песок. Песок лучше просеять через мелкое сито: в отличие от кладочных растворов, штукатурные любят мелкий песок, растворы на нем более пластичные. Если вам жалко времени, то сделайте просев хотя бы на верхние слои.
Этапы работы
Оштукатуривание стен производится в три этапа:
- набрызг;
- грунт;
- укрывка.
Это как минимум три слоя. Максимальное число может достигать семи, и для известковых растворов это важно. При нанесении слоя более 1 см такая штукатурка имеет свойство трескаться, поэтому заранее оцените кривизну вашей стены, может быть, понадобятся дополнительные наметы.
Самым лучшим основанием для известковых растворов является кирпичная стена, чуть хуже — бетонная. Если ваша стена оклеена обоями, то их необходимо снять, равно как и нижележащие слои старой штукатурки, особенно если она плохо держится. Кривую стену необходимо армировать. Для этой цели может подойти штукатурная сетка, причем под фреску лучше использовать изделия из полимерных материалов. Раньше мастера в нижние слои замешивали солому, в верхние — льняное волокно. Сейчас в них нет необходимости, но укрепление излишне толстого слоя будет нужно обязательно.
К стене крепятся временные маячки, которые служат для выравнивания первого слоя. Набрызг можно производить мастерком или с насоса (в промышленных объемах пользуются именно им). Излишки снимаются при помощи правила. Если набрызг получается толстым, имеет смысл растянуть его на 2—3 раза, так вы избежите трещин. Сетку в таком случае лучше ставить именно в этот слой, предварительно вытащив маячки.
Когда набрызг частично схватится, можно приступать к грунтованию. Для этого нужен более густой раствор, который наносится на стену мастерком и перетирается полутерком. Излишки снимаются правилом. При этом важно контролировать качество работ уровнем и тем же правилом — именно на этом этапе завершается геометрическое выравнивание стены.
Раствор для укрывного слоя делается более жидким, в качестве заполнителя используется мелкий песок или тертый кирпич. Последний предпочтительнее, поскольку хорошо задерживает влагу, необходимую для полноценного схватывания раствора. Слой укрывки невелик, не более 2—5 мм, и наносится он при помощи терки.
Важно: за один прием для фресковой живописи наносится столько укрывки, сколько вы в состоянии покрыть фреской. Поэтому производительность труда лучше определить заранее. Опытный мастер в день расписывает 6—9 квадратных метров, но все зависит от выбранной композиции. Внимание к деталям резко снижает производительность.
Краски и их применение
Поскольку известковый раствор обладает щелочной реакцией, при замесе красок требуются щелочеустойчивые пигменты. К таким пигментам относятся:
- киноварь;
- оксид хрома;
- охра;
- ультрамарин;
- сажа;
- мумия;
- перекись марганца;
- железный сурик;
- умбра;
- лимонный;
- бордо;
- сиена;
- оранжевый;
- алый.
На сегодня таких пигментов намного больше, но при покупке всегда учитывайте два фактора — растворимость в воде и устойчивость к щелочам. Невнимание ко второму может обернуться как изменением цвета, так и полным обесцвечиванием. Если вы сомневаетесь в том, как поведет себя пигмент в дальнейшем, можно посоветовать испытать его. Для этого разведите его в том составе, которым планируете работать (вода и известь, вода, известь и казеин), и нанесите на предварительно заготовленный кусок штукатурки. Если вы новичок, следует сделать это со всеми пигментами.
Разводится краска негусто, при нанесении нужно пользоваться мягкой кистью.
Если вы расписываете стену впервые, имеет смысл заготовить шаблон на бумаге в натуральную величину. Его прикладывают к стене и иголкой протыкают контуры основных фигур, чтобы получить отпечаток на штукатурке. После этого контуры можно начать обводить. Лучше начинать со светлых слоев, переходя постепенно к более темным. Хорошо работает послойное нанесение, позволяя финишному цвету лучше проявить себя.
Светлые участки можно выбелить разведенной гашеной известью, и только потом наносить основные цвета.
По окончании рабочего дня не заполненную росписью штукатурку следует срезать наискось канцелярским ножом на толщину укрывного слоя, чтобы шов в последующем был незаметен.
Некоторые варианты красок
Помимо простых водных и казеиновых растворов, существуют способы разведения красок на яйце и жидком стекле.
Краски, полученные смешиванием пигмента с яйцом, называют темперными. Они прекрасно подходят для известковых оснований, поскольку яичный белок альбумин реагирует с известью, в результате чего получается очень прочное вещество — кальция альбуминат.
Разводят темперные составы на квасе, пиве или вине, добавляя в них яичные составляющие и пигмент. Желток как основа имеет серьезный недостаток — высохшая краска, разведенная на желтке, теряет яркость. Положение может спасти покрытие, но при этом такая живопись перестает быть собственно фреской. Белок в этом отношении работает куда лучше.
Темперная живопись более плотная и лучше сохраняет тон.
Для росписи наружных стен хорошо подходят краски на основе жидкого стекла. Они разводятся на палитре, а в качестве укрывного слоя под них лучше всего подойдет раствор 1:4, то есть 1 часть извести и 4 части трепела. Эта пористая горная порода очень хорошо впитывает краску. При контакте с известью жидкое стекло дает очень устойчивую и нерастворимую субстанцию намного прочнее фрески.
Если вы взвесили все за и против и решились на фреску в вашем доме, подойдите к процессу немного не так, как к станковой композиции. Хорошая фреска создает настроение на некотором расстоянии. Мелкие детали на ней прописать сложно, да и не нужно. Куда лучше будет уделить внимание контурам, цветам и светотени, ведь именно от них зависит, впишется ли фреска в интерьер вашего жилья.
Особенности работ
Несмотря на высокую декоративность такой отделки, применяется она не слишком часто, даже при оформлении современных храмов. Причин такому явлению несколько.
- Сложность подготовки специального основания. Далеко не каждый может качественно и с учетом всех требований оштукатурить стену. Здесь используют особый рецепт приготовления смеси, к тому же, существуют свои тонкости ее нанесения.
- Процесс идет очень медленно, художники не могут работать с квадратного метра. Живопись по сырой штукатурке существенно отличается от традиционного создания картин, это намного сложнее и требует соблюдения очень многих специальных технологических условий.
- Высокая цена отделки помещений. Одна стена стоит значительно больше, чем полная финишная отделка всех поверхностей помещения. Это делает недоступным использование таких рисунков для абсолютного большинства наших соотечественников.
Рисование таких картин на стенах требует большого мастерства и опыта
Как видите, профессиональную живопись по сырой штукатурке (фрески) может делать только ограниченный круг лиц. Но для декора жилых помещений все эти требования не принципиальны, поэтому для выполнения подобных работ достаточно иметь талант к рисованию и базовые навыки штукатура. Ну а если позволяют средства, лучше всего нанять для этого специалиста. Теперь можно кратко знакомиться с особенностями технологии.
Алгоритм выполнения
Все действия разбиваются на несколько этапов, только точное выполнение каждого из них может обеспечить надлежащее качество. Даже малейшие отклонения от используемой технологии обязательно будет иметь крайне негативные последствия.
- Выбор места нанесения рисунка и его тематика. Эти вопросы решает художник совместно с заказчиком. Принимаются во внимание не только архитектурные особенности помещения, но и качество освещения, выбранный стиль, сюжет рисунка и т. д. Еще один важный фактор – нужно обращать внимание на материалы изготовления стен, на которых планируется делать живопись. Они должны быть только из полнотелого красного кирпича, все остальные современные строительные материалы по своим физическим параметрам категорически не подходят. Не может быть и речи о гипсокартонных, пенобетонных и прочих современных материалах.
Определившись с тематикой рисунка, готовят его эскиз
- Подготовка основания. Живопись по сырой штукатурке выдвигает очень жесткие требования к основанию, надо иметь в виду, что материалы не производятся строительными компаниями, все они готовятся лишь вручную. От качества основания зависит не только долговечность рисунка, но и насыщенность тонов, устойчивость к выгоранию.
Качество подготовки основания имеет решающее значение
- Нанесение рисунка. Рисование на холсте или сухой стене по технологии категорически отличается от живописи по сырой штукатурке. Очень немногие сегодняшние художники могут заниматься этим делом. Надо иметь специальную подготовку и глубокие знания, только такие исполнители могут выполнить поставленные задачи.
Нанесение рисунка — самый творческий процесс
Теперь можно кратко ознакомиться с особенностями каждого этапа.
Процесс выполнения росписи по сырой штукатурке
Процесс росписи стен по сырой штукатурке построен на выполнении нескольких этапов. Рассмотрим их более подробно.
Подготовка основы
Процесс подготовки поверхности довольно важный момент, который в последствие может сыграть важную роль во время росписи рисунка. Есть несколько моментов, которые должны быть сделанные поочередно и пропускать их не рекомендуется:
- Начинаем с удаления старой отделки. Снимать её следует с помощью шпателя. В случае, когда старая отделка держится довольно прочно, даже после ударов по ней молотком, то её можно оставить. В завершение работ, полностью очищаем поверхность от пыли. Для того, чтобы сцепка нового слоя штукатурной смеси хорошо держалась на поверхности, рекомендуется выполнить насечки глубиной около 5 – 7 мм.
- Для увеличения адгезии и удаление остатков пыли выполняют грунтование поверхности. Грунтовочных слоёв должно быть несколько, это обеспечит качество оштукатуривания.
- Первоначальное, которое ещё называют базовым, оштукатуривание. Выполняется он в основном с целью выравнивания поверхности. Является промежуточным слоем между самой стеной и финишной штукатуркой. Только после того, как базовая штукатурка полностью высохла, наноситься новый слой, по которому и будет выполняться роспись.
Подготовка раствора для финишной штукатурки
Важным моментом является подготовка штукатурного раствора, который имеет свои секреты. Именно на аналогичный состав когда-то наносились фрески. Сам состав долго хранили в тайне, поэтому компоненты можно подбирать и заменять по необходимости. Итак, состав раствора такой:
- Базисным материалом для раствора является известь. Чем лучше её качество, тем прочнее будет штукатурка.
- Известь необходимо загасить водой и продержать её в таком состоянии несколько дней.
- Наполнителем в таком растворе выступает крупный речной песок и кирпичная крошка. Специалисты рекомендуют использовать последний вариант. Благодаря этому компоненту, время высыхания слоя немного больше, что даёт возможность выполнить роспись красками.
- Для предотвращения растрескивания штукатурного слоя в состав добавляют мелко нарубленную пеньку или целлюлозу.
Важно! Раствор необходимо готовить непосредственно перед нанесением.
Обращаем внимание на пропорции:
- Для базового слоя: 1 часть известковой пасты и 3 части наполнителя.
- Для финишного слоя: 1 часть известковой пасты и 2 части наполнителя.
Подготовка поверхности стены
К этому этапу надо относиться очень ответственно. Дело в том, что традиционная технология запрещает применение современных материалов и пропиток для повышения показателей адгезии, предупреждения растрескиваний и отслоений. Долговременный эффект надо достигать иными методами.
Таблица. Этапы подготовки основания
Наименование операции | Особенности и порядок выполнения |
---|---|
Удаление старого слоя штукатурки |
Выполняется лишь в тех случаях, когда стены уже отделаны по современной технологии. Как мы уже упоминали, здание должно быть только из полнотелого красного кирпича, другие варианты в принципе не могут рассматриваться. Старая штукатурка удаляется во всех случаях, не имеет значения, хорошо она держится или нет. Причина – для живописи по сырой штукатурке есть жесткие требования, она не может иметь в своем составе цемент. В те далекие времена этот строительный материал известен не был, а все современные смеси изготавливаются с его использованием. Цементные покрытия не имеют тех физических характеристик, которые требуются для фресок. Для оштукатуривания готовятся специальные составы, о них мы подробнее расскажем в статье немного ниже. |
Подготовка поверхности к оштукатуриванию |
Надо принимать все меры для увеличения прочности сцепления штукатурки. Поверхности не только очищаются от пыли и грязи, но и сильно увлажняются. Если кладка гладкая, то делаются насечки. Стены надо выровнять, перепад поверхностей по неровностям не может превышать одного сантиметра, а общая толщина всех слоев покрытия в пределах 2–4 см. Нарушение этого требования приводит к тому, что краска неравномерно проникает в штукатурку, а это становится причиной неконтролируемого изменения оттенков после высыхания. |
Оштукатуривание |
Никакие грунтовки перед началом работ не используются, это грубое нарушение технологии, оказывающее крайне негативное влияние на конечный результат и долговечность фрески. Штукатурка наносится в несколько слоев, перерыв между ними может достигать 10–14 дней. Конечное решение принимается опытным мастером в зависимости от фактических условий и состояния покрытия. |
Финишное покрытие |
Чаще всего это делают сами художники перед нанесением рисунка. Финишное покрытие выполняется только раствором качественной специально подготовленной извести. |
Теперь следует рассмотреть некоторые этапы более подробно.
Подготовка раствора
Долговечность фресок объясняется двумя секретами древнейшей известной живописной техники: специальным раствором для оштукатуривания и уникальным составом используемых красок. А от таланта художника зависит художественная часть работы. Какие компоненты должны быть в штукатурном слое?
- Известь многолетнего гашения. К ней выдвигаются очень жесткие требования, для наиболее ответственных фресок специально покупают австрийскую известь десятилетнего гашения. Отечественные материалы по качеству не подходят. Известь имеет не только неплохие показатели адгезии с кирпичными стенами, этот материал обладает антибактериальными свойствами. Именно этим объясняется отсутствие на старинных фресках лишайников и мха, поверхности таких стен угнетают размножение все микроорганизмов.
Основой штукатурки служит гашеная известь
- Промытый речной кварцевый песок средней фракции. Это основной наполнитель штукатурного раствора. Наличие в нем глины категорически не допускается, она не только уменьшает прочность сцепления, но и становится причиной появления микротрещин, которые с течением времени увеличивают свои размеры и повреждают поверхность рисунка.
В качестве наполнителя используют кварцевый песок
- Крошка красного кирпича. Кирпич впитывает влагу и длительный период времени удерживает ее, что очень важно для живописцев. За счет этого несколько увеличивается ограниченное время нанесения красок на поверхность, штукатурка остается сырой, но твердой.
Кирпичная крошка удерживает влагу
- Пенька. Давний аналог современных армирующих добавок, кроме того, пенька также долго удерживает влагу – улучшаются условия нанесения живописи на стены.
Пеньковое волокно применяют в качестве армирующей добавки
- Толченый уголь. Современные ученые пока не могут объяснить влияние этого компонента, но мастера его используют – так рекомендуется в старинных рецептах.
Толченый уголь древние мастера всегда использовали при изготовлении фресок
Цены на популярные виды штукатурки
Штукатурка
Разновидности штукатурной росписи
Технология выполнения штукатурной росписи не является особо сложной.
Основные этапы её выполнения таковы:
- Рисунок выполняется на стенах или потолке, которые предварительно оштукатуриваются. Работа начинается ещё на невысохшем основании.
- На поверхность наносятся контуры рисунка, а затем приступают к росписи его водорастворимой краской.
- После того, как «картина» высохла, она приобретает своеобразную глубину посредством впитывания красок сырыми штукатурными смесями.
Если оценить данный процесс, то может показаться, что ничего сложного в нём нет. Только во время работы проявятся все нюансы, которые сопутствуют этому творческому процессу:
- состояние стен;
- подготовка растворов;
- технология выполнения росписи.
Если не уверены в своём мастерстве и художественных способностях, следует предварительно потренироваться на небольших участках. Первоначально можно на сухой оштукатуренной стене.
На видео: создание рисунка на декоративной штукатурке.
Какой материал выбрать для нанесения живописи
Залог качественного воплощения задуманного изображения в жизнь — грамотно выбранный материал.
Для настенной живописи лучше всего применять краски на минеральной основе:
- Восковые.
- Известковые.
- Масляные.
Современный ассортимент представлен удачными аналогами на основе масляной эмульсии или клея ПВА, которые отличаются:
- Высокой стойкостью.
- Скоростью высыхания.
- Со временем образуют надежный слой, защищающий поверхность от воздействия солнца и повреждений от влаги.
На рынке для удобства мастеров появились специальные материалы, которые:
- Дают перламутровый эффект.
- Светятся в темноте.
- Имитируют паутину.
- Создают «искусственные трещины».
Нюансы успешного воплощения живописи
Для качественного нанесения живописи на сухую штукатурку необходимо:
- Выбрать поверхность для выполнения на ней росписи.
- Создать эскиз.
- Определить масштаб композиции.
- Окончательный рисунок разбить на квадраты и отобразить его на бумаге, откуда изображение в дальнейшем будет переноситься на стену. Такой принцип мастера называют: «большого слона необходимо разделывать».
- Поверхность предварительно подготавливается для достижения гладкой поверхности на будущем полотне для живописи. Для этого:
- выравниваются стены;
- убираются остатки от следов побелки;
- удаляются шероховатости;
- затираются неровности.
- Поверхность грунтуется составом, который зависит от выбранной краски и может быть:
- известковым тестом;
- изготовленным на основе казеинового клея.
Совет: Поверхность необходимо качественно загрунтовать, для чего используется техника в три этапа. При этом каждый слой должен хорошо просушиваться.
- Стена размечается на квадраты. Для этого используются подручные средства:
- уголек;
- малярный скотч;
- бечевка или тонкая нитка;
- линейка.
Совет: Масштаб переносимого изображения определяет число квадратов и их величину. При наличии в рисунке большого количества мелких деталей следует потратить для разметки больше времени, чтобы получить качественное изображение.
Инструкция нанесения живописи:
- Обозначаются угольком или сепием основные контуры и прорисовываются силуэты рисунка. В этом случае необходимо четко соблюдать пропорции и выдерживать гармонию, используя правило «семь раз отмеряй, один отрезай». Нельзя торопиться, следует постоянно сравнивать и контролировать результат при переносе рисунка с эскиза на плоскость стены.
- Изображение расписывается красками. Обычно художники используют мягкие кисточки, чтобы предотвратить повреждение штукатурного слоя. В этом случае важно, чтобы не было затронуто известковое покрытие и не получилось смешение его с краской. Иначе это может привести к появлению белого налета после окончательного высыхания красок. Покрытие должно наноситься тонким слоем, впитывающимся в штукатурку и сохраняющимся длительное время без риска быть осыпанным или потрескаться.
- Последним слоем наносится лаковое или восковое покрытие.
Более подробно весь процесс представлен на видео в этой статье.
Живопись по сырой штукатурке водяными красками используется людьми очень давно. Известны древние росписи храмов, жилых и общественных зданий. Даже в древних пещерах находят различные изображения на стенах. На некоторое время такая отделка была забыта, затем начала возрождаться заново. Роспись по сырой штукатурке называется фреской.
Изображения на стенах современных строений могут выглядеть очень изысканно. Они довольно необычны и достаточно ярко выглядят. Роспись стен по сырой штукатурке требует от художника особого мастерства. Он должен прекрасно знать особенности материала, который способен впитывать в себя разные красящие составы.
Чтобы роспись по штукатурке не побледнела, нужно подобрать краски и хорошо подготовить стену. В наше время мастера часто используют подобную живопись на внутренних стенах кухни и других помещений в квартире. В результате жилище приобретает совершенно новый стиль, становится более уютным и необычным.
Рисунки на сырой штукатурке выполнялись еще в Древнем Риме. Они наносились не только на стены, но и на потолок сооружений. Выполнялась работа как на сухой, так и на сырой поверхности. Техника росписи сухой поверхности своими руками называется альсекко. Настенная живопись такого рода выполняется красками, которые замешиваются на воде, на основе клея, на сырых куриных яйцах. Расписывать стены можно снаружи и изнутри зданий. Техника альсекко появилась значительно позднее фрески. И выглядит она более ярко, долго сохраняет свои цвета.
Живопись водяными красками по сырой штукатурке большой расцвет имела в эпоху Возрождения. На стену наносились сначала светлые тона, потом шли более темные оттенки, последними накладывались самые насыщенные цвета. Покрытие готовится под рисунок особым образом. Для этого используется известь с кирпичной крошкой, которая способна долго держать воду. Вместе с этими компонентами в штукатурный раствор добавляются нити льна или измельченная пенька. Процесс подготовки выглядит так:
- на стене создаются неровности;
- старое покрытие чистится и грунтуется;
- наносится минимум 3 новых слоя штукатурки;
- наносится рисунок.
Неровности делаются специально для лучшего сцепления штукатурного раствора с поверхностью стены. Это можно выполнить с помощью перфоратора. Насечки наносятся глубиной до 8 мм. Их количество на 1 м² может достигать 120 шт. Рисунок, выполненный на бумаге, художник разрезает на фрагменты и переносит их на стену. Чаще всего для отбеливания фона используется известь. После этого каждый фрагмент рисунка заполняется нужным цветом.
Росписи на сырой штукатурке называются фресками. Обрабатывать стену нужно довольно быстро, пока покрытие еще сырое. Именно по этой причине делается рисунок на бумаге в натуральную величину. При нанесении красок, замешанных на извести, следует помнить о том, что живопись по штукатурке светлеет при высыхании. Правильно нанесенная фреска способна радовать хозяев жилья долгие годы.
Рисование картины
Шаг 1. Подготовка эскиза. Перед началом работы рисуется эскиз композиции, детали не прорисовываются, делается только контур предметов и людей.
Вариант эскиза для фрески
Шаг 2. Перенос эскиза. Вначале размечается площадь и определяется масштаб переноса. Наносятся главные точки привязки, по ним делается первичная вырисовка. Если изображение небольших размеров, то эскиз переносится методом перекалывания: бумага прикладывается к поверхности стены, метки делаются острым кончиком карандаша.
При переносе эскиза на стену следует точно соблюдать пропорции
Шаг 3. Консервация рисунка. После переноса делается так называемый процесс консервации состояния поверхности стены. Фреска полностью закрывается тонкой технической пленкой, она отлично приклеивается к свежей побелке. Воздушные пузырьки удаляются губкой или валиками, за счет чего обеспечивается плотное примыкание. Такой метод позволяет поддерживать штукатурку сырой длительный период времени, а для рисования открывать только те участки, которые можно относительно быстро завершить. Конечно, при этом принимается во внимание особенности композиции, работать необходимо над целым образом, а не его частями.
Часть стены закрывают пленкой, чтобы штукатурка не высохла
Шаг 4. Мастер определяет, какой кусок картины он может нарисовать за день и освобождает от консервации соответствующую площадь стены. Пленка вырезается острым лезвием очень аккуратно, на стене не должны оставляться следы. Поверхность под пленкой постоянно сырая, но не настолько влажная, чтобы это мешало нанесению краски. Определить готовность стены к работе может только опытный живописец.
Для прорисовки очередного фрагмента часть пленки аккуратно удаляют
Практический совет. Если по каким-либо причинам влажность недостаточна, то ее необходимо увлажнить пульверизатором и побелить белилами. Они прозрачные, контур хорошо просвечивается.
По ходу работы рисунок может немного изменяться и корректироваться. Процесс написания надо делать довольно быстро, кисти должны быть мягкими и не оставлять следов на стене. Консистенция краски зависит от стиля фрески. В одних случаях она пастообразная, а в других жидкая и наносится в три-четыре слоя. Общая толщина может достигать нескольких миллиметров.
Краски для росписи по сырой штукатурке
На сырой стене краски отлично соединяются, а кальций при выходе наружу из извести покрывает их защитной пленкой. Российские традиции написания фресок предусматривают использование густых красителей, утверждения о том, что рисунки тонкие и полупрозрачные, являются заблуждением. Метод работы выбирается живописцем, он принимает решение по ходу работы. Рисование фресок имеет свои требования и правила, мастер много лет изучает их и только после этого имеет право заниматься такими работами. Не стоит надеяться, что вам с первого раза удастся создать настоящий рисунок по сырой стене. Мастерству подмастерья у опытных художников учатся длительный период времени.
Цены на различные виды акриловой фасадной краски
Краска акриловая фасадная
Видео — Живопись по сырой штукатурке
Нанесение штукатурки
Перед нанесением штукатурки необходимо сначала подготовить стену или панель, на которую она наносится. Самым лучшим основанием для фрески является кирпичная стена. В случае работы по бетону рекомендуется попытаться сделать его поверхность неровной, — сделать неглубокие отверстия или выбоины. Для такой работы могут быть использованы ручные отбойные молотки (выпускаются в виде отдельных устройств) или перфораторы с функцией отбойного молотка.
Если же стена для фрески была предварительно оштукатурена, старую штукатурки надо постараться сбить, в тех местах, где не сбивается, — очистить от старой краски, пыли и грязи.
Нанесение штукатурного раствора рекомендуется проводить в два или даже три слоя на хорошо смоченное основание. При трёхслойном грунте первому слою дают совершенно просохнуть, затем смачивают его водой до полного насыщения и наносят два последних. Для двухслойного грунта первому слою дают основательно подвять, — окрепнуть, но не до конца высохнуть, и только после этого наносится последний слой штукатурки, заглаживаемый под живопись — «интонако». Для нанесения каждого последующего слоя поверхность штукатурки очищается шпателем от образующейся при высыхании извести известковой корки.
Интонако наносится с тами расчетом, чтобы через полчаса, самое большее час-полтора по штукатурке можно было начинать работать. Заглаживание поверхности рекомендуется проводить как минимум два раза, -в конце нанесения слоя и перед началом создания рисунка. Если уже в процессе работы на стене художник замечает в рисунке какие-либо серьезные недостатки, с технической точки зрения будет даже хорошо, если его лишний раз шпателем заровнять и прижать, нарушая образующуюся кристаллическую корку .
В процессе высыхания любая фресковая штукатурка как правило дает небольшую усадку, но она тем меньше, чем гуще был замешан раствор. Фактически количество воды должно быть минимальным, не зря у Плиния в других древних источниках известь, подходящая для штукатурного замеса в первую очередь проверяется по ее густоте — «шпатель, воткнутый в известь, должен выходить из нее сухим».
Альсекко
У фресок есть альтернатива – альсекко или попросту живопись по сухой штукатурке. Несмотря на то, что подобная декоративная роспись кажется более простой (например, не требует срочности), придумана она позже. Преимущества этого подхода таковы:
- результат отличается повышенной долговечностью;
- долго не выцветает и не выгорает;
- применима даже с внешней стороны здания;
- живопись по сухой штукатурке хороша еще и своей экологичностью. Краски делаются на основе воды, извести, сырых яиц, то есть не содержат вредной химии и совершенно безопасны.
Но есть и определенные недостатки. Выполнить такую декоративную роспись может только профессиональный художник – конечно, если не хотите из-за мелких ошибок заново штукатурить стену. В этой ситуации можно не спешить, тщательно выписывая детали, поэтому можете себе представить, сколько это стоит, и во сколько обойдется любая помарка, заставляющая начинать сначала не только рисунок, но и нанесение на стену штукатурки. Выполнять такое своими руками крайне не рекомендуется, разве что сомнений в собственной технике нет.
Учтите, что хорошо отрисованную дорогую отделку будет жалко снимать, если комната вдруг изменит свое назначение.
Видео: мастер-класс по созданию росписи по высохшей декоративной штукатурке
Подготовка стен
Живопись по сухой штукатурке тоже предполагает первоначальное оштукатуривание по неровной поверхности, избавленной от старой отделки. Некоторые специалисты советуют добавлять в штукатурку мелкие частицы камня, кирпича, соломы. Зачастую штукатурка наносится в несколько слоев (от двух до семи), перемежаясь со слоями грунтовки. Сколько бы ни было слоев, следующий наносится только после того, как высохнет предыдущий слой и грунтовка на нем. Декоративная роспись также выполняется поверх грунтовки, нанесенной на полностью высохшую поверхность.
Перед нанесением росписи высохшую штукатурку нужно загрунтовать
Объемные шедевры
Сухая штукатурка не обязательно должна быть ровной – можно создавать объемные фигуры из нее, которые затем расписываются в разные цвета. Для начала на стену карандашом наносятся предполагаемые контуры, по которым затем накладывается дополнительная штукатурка. Обратите внимание, что разница между слоями не должна быть большей нескольких миллиметров, иначе ни одна штукатурка этого не выдержит. После того, как объемные очертания высохли и были загрунтованы, можно начинать разукрашивание. Начинать следует с фона, в последнюю очередь закрашиваются те детали, которые наиболее выступают.
Видео: мастер-класс по созданию объемных картин из штукатурки
Преимущества и особенности росписи
Не зря роспись по сырой штукатурке называется художественной. Ее выполнение предполагает, что будет создано полотно, обладающее высокими эстетическими характеристиками. Его достоинства:
- создается уникальная композиция;
- рисунок может быть любого содержания и стиля;
- вписывается в любой интерьер.
Популярностью пользуются сложные композиции, включающие пейзажи, сюжеты известных картин. Также роспись может содержать простой орнамент.
Учитывая высокие требования к эстетической стороне полотна, становятся понятными присущие ему недостатки:
- необходимо уметь хорошо рисовать;
- работать с сырой штукатуркой достаточно сложно;
- скорость нанесения рисунка должна быть высокой;
- необходимо правильно подготовить поверхность.
Эти особенности обуславливают высокую стоимость такой работы, справиться с которой способен не каждый мастер. Процесс нанесения росписи занимает много времени. Если все-таки возникло желание сделать роспись своими силами, то можно попробовать на небольшом участке.
Порядок действий
Подготовка стен
Первым делом необходимо снять старые отделочные материалы. Если в целом штукатурка надежно прилегает к основанию, то ее можно оставить. Стену нужно очистить от пыли и строительного мусора. Затем на ней необходимо выполнить насечки глубиной около 8мм. Для этого пользуются перфоратором, долотом или топором. Плотность расположения насечек ‑ примерно 100-120 шт на 1 м2. После этого со стены сметают пыль.
Чтобы штукатурный раствор максимально надежно закрепился на основании, его нужно прогрунтовать раствором глубокого проникновения. После высыхания грунтовки наносят черновой штукатурный слой. Его задачей является устранить дефекты, выровнять поверхность. Слой должен хорошо просохнуть, затем можно переходить к созданию базового слоя, на который будет наноситься рисунок.
Приготовление раствора
Секрет качественной фрески заключается в правильно приготовленном растворе. Универсального рецепта нет: каждый мастер самостоятельно подбирает пропорции компонентов. Но можно воспользоваться общими рекомендациями, корректируя их по мере необходимости.
Основой штукатурки является известь. Она должна быть свежей, чистой и качественной. Экономить на материале не стоит: чем лучше известь, тем прочнее будет основание, тем лучше на него ляжет краска. Известь нужно загасить чистой водой, оставить на две недели. Это положительно влияет на ее свойства. Как наполнитель используют крупнозернистый песок, можно добавить к нему кирпичную крошку.
Если готовится раствор для улицы, то количество крошки должно быть минимальным. Придать составу эластичность и защитить покрытие от растрескивания поможет добавление мелкорубленой пеньки или целлюлозных волокон.
Раствор приготавливают непосредственно перед использованием. Базовый слой готовят в таких пропорциях: известкового теста ‑ 1 часть, наполнителя ‑ 3 части. Для лицевого слоя берут немного меньше наполнителя ‑ 2,2 части.
Технология оштукатуривания
Фресковая роспись требует соблюдения определенного порядка оштукатуривания. За сутки подготовленную поверхность необходимо увлажнить, повторив увлажнение еще раз за 1,5 часа до оштукатуривания.
Раствор первого слоя набрасывают не толще 8 мм. По стене его распределяют теркой, не стараясь сильно разгладить. Улучшить сцепление штукатурных слоев поможет создание волнистых борозд глубиной 2 мм через каждые 40 мм.
Первому слою дают хорошо просохнуть (примерно 12 суток). Затем его хорошо увлажняют. Второй слой будет промежуточным. Его можно пропустить, но при минимальном опыте выполнения такой работы даст возможность корректировать ошибки.
Иногда базовая поверхность покрывается белесым налетом. От него нужно избавиться, очистив и увлажнив стену еще раз. Если этим пренебречь, то адгезия штукатурки нарушится, а фреска может расслоиться. Когда высохнет промежуточный слоя, его увлажняют и наносят лицевое покрытие. В раствор для него не добавляют кирпичную крошку, волокна. Его выполняют толщиной 1-3 мм. Он быстро сохнет, поэтому обрабатывают стену постепенно. Параллельно наносят рисунок.
Технология нанесения росписи
Как уже было сказано выше, роспись по штукатурке начинать нужно сразу же, когда она ещё мокрая. Поэтому все необходимые инструменты и эскизы приготовить нужно заранее. Как только финишный слой выровняли, приступаем к таким действиям:
- Если рисунок нарисовать самостоятельно не можете, то прикладываем трафарет и посредством иглы перебиваем рисунок на стену. Далее края рисунка намечаем шилом или кончиком остро заточенного карандаша.
- Посредством мягких широких малярных кистей начинаем расписывать рисунок. Вначале следует наносить более светлые тона и постепенно переходить к тёмным.
- Техника живописи должна быть довольно мягкой. При работе кистью следим за тем, чтобы её щетиной не нарушать целостность известковой штукатурки. Если всё-таки такой дефект произошёл, то кисточку тщательно промываем и снова повторяем процесс нанесения красящего вещества с меньшим нажимом.
- После того, как закончили нанесение первоначальной росписи, начинают прорисовку. Выполняется она в обратном порядке. Начинать следует с тёмных тонов, и заканчивать светлыми красками.
- После того как роспись закончена, по краям изображения посредством шпателя или острого ножа выполняем срез штукатурки с наружным скосом. После этого снова накладываем штукатурную смесь так, чтобы заполнить образовавшийся скос до полного исчезновения шва. После этого живопись водяными красками по сырой штукатурке выполняется повторно.
В завершении работ необходимо оставить расписаны фрески для просушки на 7 – 10 суток. Во время просушивания стараемся к ней не прикасаться. Если в некоторых местах краска потеряла свой оттенок, ничего страшного, в процессе высыхания штукатурка будет отдавать влагу и картинка приобретёт первоначальную насыщенность цветов.
На время просушивания росписи стараемся обустроить все оптимальные условия в посещении. Не должно быть сквозняков и перепадов температур. В противном случае фреска может потрескаться.
Как видим, роспись по сырой штукатурке довольно ответственный процесс. Не каждый начинающий мастер сможет с ней справиться. Но, если есть огромное желание и выдержка, то можно пробовать. При этом старайтесь соблюсти все приведённые рекомендации.
Декоративная картина-фреска ручной работы (1 видео)
Роспись по сухой штукатурке выполнялась еще в старинных замках и до настоящего времени человек замирает при виде таких фресок, наскальных икон и настенных силуэтов. Сегодня любой, кто ценит истинное искусство и эстетику, может воссоздать любимые картины у себя дома. Статья подскажет, как правильно сделать по штукатурке роспись в своем жилище.
Любой девелопер сегодня может оформить интерьер самым разным способом. Однако для любителей необычного эксклюзивного решения, предпочтение следует отдавать настенной живописи по сухой штукатурке, что позволит сделать на стене любую картину.
Такой вариант хорошо подходит для внутренней и наружной облицовки (см. ): самыми чудесными композициями можно украсить фасад любого здания, как видно на фото.
По штукатурке роспись может выполняться двумя способами:
- На сырую штукатурку, которая называется фреской. В этом случае стены должны покрываться за один раз полностью, что достаточно сложно сделать до засыхания основания, при больших размерах картины, потребуется привлечение целой бригады живописцев.
- Живопись своими руками по сухой штукатурке выполняется по сухому основанию. Такая техника появилась в Старой Европе в средние века и называется альсекко или 8 букв.
Преимуществами сухой штукатурки являются:
- Экологичность наносимых на поверхность составов. Базовым элементом красок, используемых для разукрашивания стен, берутся лишь материалы, имеющие природное происхождение, такие как:
- вода;
- желток яйца;
- растительные составы клея.
Добавление в состав извести укрепляет их и улучшает свойства. Смеси не опасны для здоровья человека и экологии.
- Долговечность композиций: после нанесения картины, сохраняют свои первоначальные свойства и в течение многих лет не теряют яркости оттенков, что обусловлено хорошей адгезией красок с поверхностью и применением качественных составов для их защиты.
- Комфортное выполнение работ. В этом случае, в отличие от фресок, писать узор можно максимально аккуратно, делать перерывы, уделять внимание мелким деталям.
- Устойчивость живописи к перепадам температур и отрицательным атмосферным воздействиям. Ими можно расписывать фасады, всевозможные плоскости снаружи строений, стены в коридорах, ванных и других помещениях с влажным микроклиматом. Живописью можно расписывать интерьеры в общественных местах.
Совет: По стилистике оформления покрытия нет никаких ограничений, все зависит от особенностей интерьера и предпочтений владельца. Картины можно сделать с традиционным пейзажем, в тематике hi-tech, урбан.
Недостатки живописи по сухой штукатурке:
- Сложная технология нанесения изображений.
Совет: Если у человека нет эстетических способностей, эту работу следует поручить специалисту. Обычные изображения можно наносить с помощью трафарета, но такой вариант не будет иметь ничего общего с живописной росписью.
- Цена такого типа облицовки достаточно высокая. Но индивидуальность и эксклюзивность варианта станет оправданием высокой стоимости.
- Процесс достаточно длительный, работа может выполняться от нескольких дней, недель, и даже месяцев, что зависит от трудности проекта, величины площади нанесения, используемых материалов.
Совет: Нанесение узора выполняется один раз, сразу на большой срок, поэтому следует подбирать такие варианты изображения, которые не будут изменять стилистику любого помещения после ремонта.
- Необходимо подготовить территорию, чтобы она имела идеально ровный вид, и перегрунтовать (см. ).
Особенности оштукатуривания
Конкретные пропорции выбираются мастером. При этом принимаются во внимание размеры здания, показатели микроклимата в помещении, особенности пользования сооружением по временам года. Все эти факторы оказывают прямое влияние на условия эксплуатации здания и параметры микроклимата в нем. Эти характеристики, в свою очередь, влияют на конкретный состав штукатурки. В среднем необходимо на одну часть извести примерно четыре части песка, но это не конкретный рецепт, а только примерная рекомендация без учета наполнителей и прочих индивидуальных добавок.
Приготовление штукатурного раствора
Цена на строительный миксер
Строительный миксер
Штукатурка наносится в несколько этапов.
Шаг 1. Намачивание стены. Воды надо много, кирпич должен ее впитать максимальное количество и на максимальную глубину. В некоторых случаях для этого требуется несколько дней, время определяется мастером на основании личного практического опыта и интуиции. Чем больше воды впитает стена, тем дольше штукатурка будет сырой, а это очень важное условие.
Широкой кистью обильно смачивают поверхность стены водой
Шаг 2. Два-три черновых слоя. Наносятся они по очереди, общая толщина в пределах 3 см. Почему надо делать несколько тонких черновых накидок? Связано это с физическими особенностями раствора для штукатурки. Если его сразу набрасывать толстым слоем, то покрытие будет иметь много воздушных карманов различного размера, никакими гладилками их не удалить. Воздушные пузырьки оказывают крайне негативное влияние на прочность и долговечность штукатурки. По этим параметрам она и так намного уступает составам на основании цемента.
Наносят черновой слой штукатурки
Шаг 3. Делают финишный выравнивающий слой толщиной не более 4 м. Здесь уже применяется раствор только из песка и извести, наполнителей нет. Этот слой выполняет функцию основания, он должен быть максимально ровным и однородным. Наличие в нем пеньки и кирпичной крошки не дает возможность краскам равномерно впитываться в сырую поверхность стены.
Наносят выравнивающий слой
Шаг 4. Несколько слоев побелки качественной известью. Такие работы выполняются живописцами непосредственно перед рисованием. Известковая побелка заменит холст для картины.
Завершающий этап подготовки — побелка известью
Важно. В помещении должны полностью отсутствовать сквозняки. На время создания рисунка плотно закрываются окна и двери.
Далее начинается творческий процесс рисования фрески.
Общие сведения
Разновидности росписи
Живопись по штукатурке с каждым годом становится все популярнее и является прекрасной альтернативой. Большинство людей интересуется, как переводится роспись по сырой штукатурке, и с итальянского языка слово «сырой» переводится, как «фреска».
Есть два метода нанесения:
- Роспись по сухой поверхности, которую может выполнить художник или просто человек, который умеет красиво рисовать. Обойдется ручная работа куда дороже, чем роспись по влажной поверхности штукатурки с эскизом.
- Роспись по сырой штукатурке – это фреска. Следует успеть нанести изображение до того, как просохнет поверхность. Для такой техники требуется тщательная подготовка.
Обратите внимание, что технология выполнения росписи и по сухой, и по влажной поверхности существенно отличается. При выборе способа нанесения следует руководствоваться требованиями ко внешнему виду изображений, наличием времени и средств, а еще личными навыками рисования.
Технология изготовления фресок
Даже если вы не планируете проводить работы своими руками, все равно потребуется контролировать специалистов. От того, насколько четко будут соблюдены технологии проведения работ, будет зависеть окончательный результат, а еще долговечность изображения. При нарушении процесса технологии может получиться, что изображение спустя время станет осыпаться и трескаться.
Чтобы создавать качественные изображения на стенах, потребуется:
- В роли основания применяют не успевшую просохнуть оштукатуренную в несколько слоев стенку.
- Эскиз рисунка требуется заранее подготовить заранее, если он будет занимать большую площадь, его следует поделить на секции.
- На влажную штукатурку нанесите эскиз, а после разукрасьте его, придерживаясь технологии нанесения.
Технология нанесения фрески потребует определенного умения, а также мастерства художника. Если вы не уверены в своих силах, то лучше пригласить профессионала.
Готовим стену
Вне зависимости от того, будете вы расписывать свою комнату сами или пригласите художника, будет ли это фреска или альсекко, стену надо подготовить. Она должна отвечать целому ряду требований:
- для альсекко поверхность должна быть почти идеально ровной, для фрески — наоборот:
- на ней не должно быть отваливающихся кусков штукатурки, впадин, сколов, наслоений;
- цвет должен быть светлым и одинаковым по всей поверхности.
Поэтому подготовка стены сводится к обычному ремонту, только выполненному более тщательно, чем под обои или под покраску. Вам понадобятся:
- перфоратор;
- острый нож;
- вода;
- шпаклевка;
- грунт;
- шлифовальная машинка или шкурка;
- инструменты для отделочных работ.
Прежде чем делать эскиз живописи водяными красками, вам предстоит выполнить основательный ремонт. Для росписи по сухой штукатурке он выглядит так:
- Снять все старое покрытие, чтобы не осталось ни одного клочка обоев, ни кусочка кафельной плитки – именно для этого нужны нож и перфоратор.
- Отбить куски старой штукатурки, которые держатся непрочно.
- Заделать все щели и сколы.
- Отшлифовать стену (на этом этапе не обязательно добиваться идеальной поверхности, надо только убрать наиболее заметные неровности).
- Оштукатурить стену.
- Нанести слой грунта.
- Дать грунтовке высохнуть.
- Можно нанести еще один слой грунта.
Важно! В строительных магазинах вы найдете грунт разного цвета, выбрать лучше самый светлый, который только сможете найти.
Какие бывают краски?
Чтобы сделать такую роспись по штукатурке, можно использовать разные составы:
- замешанные на сырых яйцах;
- на клеевой основе;
- на воде.
Пигменты, замешанные на сыром яйце, — классика жанра, такими красками пользовались еще в Средние века. Они и по сей день не утратили популярности, и если их применяют не так часто, как водяные, то исключительно потому, что приготовление — процесс достаточно трудоемкий. Клеевые и водяные краски продаются практически в готовом виде.
Важно! В качестве пигментов добавляют природные материалы. Как правило, материалы не токсичны, так что украсить стену таким образом можно в любой комнате, включая детскую.
Технология создания фресок
Важно не нарушить технологию, тогда изображение прослужит долго
Даже если не планируется выполнение работы своими руками, специалистов нужно контролировать. От четкого соблюдения ими технологии выполнения работ зависит окончательный результат и долговечность изображения. При нарушении технологического процесса может получиться, что изображение со временем начнет трескаться и осыпаться.
Чтобы создать качественное изображение на стене, понадобится:
- в качестве основы используют не успевшую высохнуть оштукатуренную в несколько слоев стену;
- эскиз рисунка нужно подготовить заранее, если он занимает большую площадь, его делят на секции;
- на влажную штукатурку наносят эскиз, затем разукрашивают его, придерживаясь технологии нанесения.
Технология создания фрески требует умения и мастерства художника. Если нет уверенности в своих силах, лучше пригласить специалиста.
Подбор изображения
Стена, на которую наносят изображение, должна быть открытой и естественно освещенной. Если роспись стен выполняют самостоятельно, лучше выбирать несложное изображение, содержащее не более 3 цветов.
Подготовка поверхности
Подготовьте стену, сделав небольшие выбоины в стене
Чтобы штукатурка крепко держалась, нужно сделать поверхность, на которую будем наносить раствор, максимально шершавой.
Сначала удаляют все отслаивающиеся части строительных материалов.
Для более крепкого сцепления делают перфоратором или отбойным молотком неглубокие выбоины на стене.
Если стена ранее оштукатурена, сбивают раствор в тех местах, где он плохо держится. Грунтовка стены обеспечит хорошее схватывание материалов и способствует обеспыливанию поверхности.
Подготовка раствора
Добавьте в раствор кирпичную крошку или кварцевый песок
Штукатурный раствор готовят на основе свежей извести высшего сорта с добавлением кирпичной крошки или кварцевого песка. Кирпичная крошка продлевает время высыхания раствора, это дает возможность нанести рисунок.
Известь предварительно гасят водой до прекращения в растворе соответствующей реакции. Для этого оставляют выстаиваться известь, залитую водой, на несколько суток.
Состав раствора для каждого слоя понадобится различный. В таблице указаны пропорции смешиваемых материалов:
Слой | Известь | Наполнитель |
---|---|---|
Для первого слоя | 1 часть | 3 части |
Для финишного слоя | 1 часть | 2,2 части |
Для нанесения трех и более слоев | 1 часть | 1,8 части |
Нанесение штукатурки
Для получения идеально результата нужно четко следовать технологии нанесения. Работу выполняют в несколько этапов, от их выполнения зависит внешний вид и качество рисунка.
Этапы нанесения:
- Стену увлажняют за сутки перед выполнением работ, а потом повторно за 1,5—2 часа до нанесения штукатурки.
- Первый слой штукатурки наносят путем наброса на хорошо увлажненную стену. Раствор распределяют теркой без разравнивания. Толщина слоя должна быть 3-6 мм.
- Раствор в процессе высыхания уплотняют методом постукивания. Чистовую затирку не выполняют. Для хорошего схватывания слоев между собой, должна получиться грубая, шершавая поверхность. Можно придать рельеф, нанося шпателем волнистые линии глубиной до 2 мм.
- Каждый последующий слой наносят после высыхания предыдущего. Первый слой самый толстый, он сохнет 10-14 дней.
- Увлажнят поверхность, затем наносим второй слой штукатурки. Если на поверхности появился белый налет, его нужно счистить, так как он будет препятствовать связке штукатурных слоев. Возможно нанесение до 7 слоев штукатурки.
- Финишный слой должен содержать кварцевый песок (без кирпичной крошки и других добавок). Раствор наносят толщиной 1-3 мм на предварительно увлажненную поверхность. Учитываем, что финишный раствор очень быстро высыхает. Если нет опыта работы, лучше наносить небольшими участками по 0,5 кв.м.
Консистенция раствора должна быть такой, чтобы шпатель, опущенный в него, выходил сухим. Это гарантирует минимальную усадку раствора после его нанесения на стену. Для повышения крепости штукатурки в раствор добавляют рубленую пеньку и льняное волокно.
Нанесение изображения
Даже опытные мастера заранее подготавливают рисунок на плотной бумаге. Прорисовывать каждую деталь необязательно, главное четко выделить контуры основных элементов. Если композиция имеет большие размеры, ее разрезают на несколько одинаковых частей. Учитывают при выборе размера, что каждая часть должна быть нанесена на стену в один заход. Мастер-класс по росписи стен смотрите в этом видео:
Контуры рисунка наносят иглой на сырую штукатурку
Пошаговая инструкция росписи стен:
- Когда поверхность выровняли, переносят контуры рисунка на влажную штукатурку методом прокалывания иглой по контуру рисунка или выдавливанием. Интересной идеей является перенос контура с помощью обведения контура изображения, передаваемого диапроектором.
- Рисовать красками по сырой штукатурке начинают с крупных объектов, постепенно переходят на более мелкие детали. Используют мягкие кисти. Прорисовывают от светлых элементов, постепенно закрашивая более темные участки. По окончании закрашивания проходят вторым слоем, начиная наносить сначала темные тона, затем продвигаемся к более светлым тонам.
- Место стыка краев росписи аккуратно подрезают ножом, чтобы получился наружный скос. Накладывают на незаполненные края штукатурку и разглаживают, чтобы не видно было шва. Продолжают роспись.
- После того, как проработали рисунок, наносят тени, выделяют основные слои, подкрашивают и лессируют.
- После высыхания изображения поверхность нуждается в шлифовке. Затем изображение натирают воском, который защищает поверхность от разрушения и выцветания красок под внешними воздействиями. Подробнее о том, как нанести фреску, смотрите в этом видео:
Пока кисть легко скользит по стене, краска хорошо впитывается, проникая внутрь основы и закрепляясь в ней. Если после мазка остаются борозды, штукатурка высохла, нужно срезать ее на этом участке, нанести новый слой штукатурки и только после этого продолжать наносить рисунок.
После окончания раскрашивания фрески ее нельзя трогать на протяжении 7—14 дней. Краски впитываются неравномерно, поэтому пока поверхность высыхает, насыщенность красок может меняться несколько раз. Когда изображение высохнет, оно приобретет требуемый вид.
Как наносится штукатурка
Инструкция, по которой выполняется роспись по сырой штукатурке, называется иначе
фресковой росписью, предполагает такую последовательность выполнения всех операций:
- Подготовленная поверхность увлажняется, не менее чем за 24 часа до начала работ.
- Увлажнение повторяется за 90 минут до начала процесса оштукатуривания.
- Набрасывается на поверхность первый слой до восьми миллиметров толщиной. Раствор равномерно распределяется по стене теркой для штукатурки без лишнего разглаживания.
- Наносятся волнистые линии до двух миллиметров глубиной с шагом до 40 миллиметров. Эти борозды будут формировать рельеф, который обеспечит максимальную адгезию штукатурных слояв.
- Первый слой сушится не менее 12 суток.
- Поверхность увлажняется, пока она полностью не будет насыщена жидкостью.
- Наносится второй слой, который будет промежуточным.
Совет: Второй слой делать не обязательно, но новичкам спешить не стоит: двухслойные фрески имеют большую чувствительность к нарушениям технологии.
- Если на поверхностях базовых слоев появился белесый налет, его необходимо счистить, а стену повторно увлажнить. В противном случае нарушится адгезия штукатурного основания, что со временем приведет к расслоению фрески.
- После высыхания всех предварительных слоев штукатурки, последний увлажняется и наносится лицевой раствор. Из-за быстрого высыхания укладывать его следует небольшими участками, выполняя параллельно роспись на стене.
Некоторые нюансы росписи стен
Заранее нужно подготовить все необходимо для росписи стены:
- Эскиз изображения.
- На водной основе акриловые краски.
- Инструменты.
Работа выполняется в такой последовательности:
- После выравнивания штукатурки, с помощью иглы контуры с эскиза «перекалываются» на основание. Основные линии лучше наметить острым кончиком карандаша или шилом, как на фото.
- Мягкими широкими кисточками наносятся разведенные водой краски, соблюдая определенную последовательность:
- укладываются светлые оттенки;
- средние тона;
- темные цвета.
- Мазки наносятся легкими движениями, таким образом чтобы кисточка не «счищала» со стены подсыхающий известковый состав. При появлении в краске белесых разводов, кисть необходимо тщательно промыть и снизить при работе нажим на инструмент.
- Прорисовка повторяется, но в обратной последовательности:
- укладывается темная краска;
- средние цвета;
- светлые оттенки.
Это позволит создавать между оттенками плавные переходы. А на участках где светлая краска уже впиталась в основание, можно будет повторить высветление, что сделает картину более контрастной.
- По окончании росписи участка, края, незаполненные штукатуркой, аккуратно срезаеются шпателем и ножом, чтобы формировался внешний скос, на который накладывается снова гипсовый раствор и заглаживается, пока не исчезнет шов.
- Операции по росписи снова повторяются.
Самым сложным является финальный этап работ: нельзя трогать фреску примерно нам 10 суток. Это связано с тем, что при высыхании штукатурки впитывание краски происходит неравномерно, что может непредсказуемо изменять оттенки изображения.
Совет: До полного высыхания штукатурки, помещение должно быть защищено от сквозняков и перепадов температуры.
Нанести красками рисунок на сырой штукатурке – достаточно сложная техника, освоить ее на должном уровне под силу далеко не каждому художнику.
Но при большом желании и наличии художественного вкуса можно попробовать, а видео в этой статье и некоторые рекомендации помогут на первых этапах.
Художественная роспись стен краской по сырой штукатурке известна уже более трех тысяч лет: художники из Египта первыми стали наносить фрески на стены храмов и дворцов, а затем этот способ украшения интерьера распространился по всему миру. Уникальности и уюта интерьеру такая роспись может добавить и в частном доме.