Что такое баббит? Производитель, цена, марка

Баббит представляет собой созданный сплав металлов в искусственных условиях, который обладает различными химическими свойства. В основе сплава находятся металлы, которые похожи между собой невысокой температурой плавления.

К таким металлам относят олово, сурьму, свинец и мышьяк.

Так как эти компоненты немного отличаются по плотности (одни мягче, другие тверже), получается интересный сплав со специфическим составом и свойствам, которые позволяют снизить коэффициент трения (антифрикционное свойства), отличаются долговечностью и износоустойчивостью.

Химический состав

Баббит выплавляется на основе свинца или олова. Самые распространенные вариации химического состава:

  • Олово (около 90 %) + медь (около 10 %).
  • Олово (около 89 %) + сурьма (около 7 %) + медь (около 4 %).
  • Свинец (около 80 %) + сурьма (около 15 %) + олово (около 5 %).

В баббиты также входят легирующие элементы, которыми могут выступать никель, натрий, магний, кадмий, мышьяк, теллур и др. Доля компонентов и максимальное содержание примесей в разных марках баббита описаны в ГОСТ 1320-74.

Таблица 1. Химический состав баббитов.

химический состав, %
марка основные компоненты
олово сурьма медь кадмий никель мышьяк свинец
б88 остальное 7,3-7,8 2,5-3,5 0,8-1,2 0,15-0,25
б83 остальное 10-12 5,5-6,5
б83с остальное 9-11 5-6 1-1,5
б16 15-17 15-17 1,5-2 остальное
бн 9-11 13-15 1,5-2 0,1-0,7 0,1-0,5 0,5 остальное
бс6 5,5-6,5 5,5-6,5 0,1-0,3 остальное

Таблица 2. Примеси в составе баббитов.

марка примеси, не более
железо мышьяк цинк свинец висмут аллюминий
б88 0,05 0,05 0,005 0,1 0,05 0,005
б83 0,1 0,05 0,004 0,35 0,05 0,005
б83с 0,1 0,1 0,01 0,05 0,005
б16 0,08 0,20 0,07 0,1 0,01
бн 0,1 0,02 0,1 0,05
бс6 0,10 0,05 0,01 0,5 0,07 0,005

Состав и свойства

Баббит – подшипниковый сплав, основным компонентом которого являются свинец или олово. Относится к группе антифрикционных материалов. Механические свойства и химический состав регулируются государственным стандартом ГОСТ 1320-74.

Помимо основных элементов баббит включает в себя такие металлы как:

  • Кадмий. Оказывает положительное воздействие на коррозионностойкие свойства сплава.
  • Медь. Увеличивает вязкость антифрикционного сплава, что, соответственно, повышает прирабатываемость.
  • Никель. Повышает механические свойства, в частности, прочность на растяжение, твердость и износостойкость.
  • Сурьма. Способствует уменьшения схватывания со сталью.
  • Теллур. Положительно влияет на пластичность сплава.
  • Кальций, натрий и алюминий – группа элементов, вводимых в баббит, как заменители дефицитного олова.
  • Мышьяк. Увеличивает значение прочности и твердости сплава.

Основные марки соединения

Изготовление баббита производится, согласно техническим условиям, представленным ГОСТ 1320-74. Готовая продукция поставляется в чушках, использующихся для заливки узлов подшипников и прочих деталей. Исходя из химического состава соединения, различают следующие марки баббитов:

  • Б88 – наиболее ценная на пунктах приемки цветного металлолома марка сплава. Содержит около 88% олова. Наиболее высокая концентрация легирующих элементов у сурьмы с медью: 7.8 и 3.5% соответственно. Также присутствуют кадмий и никель;
  • Б83, Б83С – тоже весомый вариант вторичного металла. Концентрация олова на уровне 83%, из остальных присадок наибольшее содержание остается за сурьмой 12% и медью 6.5%. Второй вариант сплава содержит свиней, который отсутствует в первом наименовании, а также у марки Б88;

Подшипники скольжения и баббит Б-83

  • Б16 – отличается высокой концентрацией свинца 65 – 70%. Доля олова и сурьмы одинакова, колеблется от 15 до 17%, тогда как содержание меди 2%;

Баббит Б-16

  • БН – составляющая свинца превышает 70%, тогда как олово входит на уровне 10%. Среди присадок присутствуют, сурьма, медь, кадмий никель и мышьяк;
  • БС6 – наиболее свинцово-содержащая марка сплава (около 90%).

Документ не охватывает все современные вариации соединения, однако представленные марки остаются наиболее ходовыми в отечественном производстве.

Как видно все сорта сплава можно условно классифицировать на два вида: оловянные и свинцовые баббиты. Естественно, что область применения, как и источники лома баббита, будут зависеть от превалирующего элемента.

Оловянные марки соединения отличаются улучшенными характеристиками устойчивости к износу, коррозии, лучшей теплопроводностью. Сфера их применения включает спецификации, где необходим минимальный коэффициент трения, следовательно, повышенный уровень вязкости.

Сплавы на основе свинца характеризуются повышенно рабочей температурой, поэтому используются для улучшения антифрикционных характеристик подшипников дизельных двигателей и прокатных станов. Присутствует баббит также в железнодорожном транспорте. Подшипники подвижного состава содержат свинцово-кальциевую вариацию сплава.

Подшипник скольжения в разрезе с заливкой из баббита

Что такое баббит, и где его применяют

Баббит — это мягкий сплав, в составе которого присутствуют частицы твердых металлов. Используется в качестве твердой смазки в подшипниках и деталях трения.

При заливке или напылении сплава на внутреннюю сторону вкладыша подшипника образуется кольцо, которое при постоянной подаче масла повышает износостойкость деталей.

Основой антифрикционного сплава служат олово и свинец, обладающие высокой теплопроводностью и низким коэффициентом трения.

В зависимости от предназначения, в сплав добавляют:

  • медь:
  • сурьму;
  • кальций;
  • алюминий и т.д.
  • свинцовые;
  • оловянные;
  • кальциевые.

Свинцовые сплавы

Баббиты из свинца наиболее распространены из-за своей дешевизны, применяются для заливки деталей, не подверженных сильной нагрузке.

По составу добавок маркируются:

  • Б16;
  • БН;
  • БС6.

Основной состав сплава марки Б16 – это свинец. Цифра 16 обозначает процент содержания олова, дополнительные примеси – медь и сурьма.

Особенностью этого баббита является способность выдерживать высокие температуры в течение длительного времени.

Главный недостаток – при больших нагрузках и вибрации сплав трескается и крошится.

В основном используется для заливки подшипников железнодорожного и водного транспорта, во время эксплуатации которых их часто меняют.

Также баббит Б16 можно найти в:

  • подшипниках маломощных дизельных моторов;
  • мельницах шарового и трубного типа;
  • турбинах, вращающихся под давлением пара или воды;
  • компрессорах;
  • дробильных установках.

БН – баббит, который можно использовать вместо Б16, в нем также присутствует до 11% олова и 5 дополнительных веществ:

  • сурьма (до 15%);
  • медь;
  • кадмий;
  • мышьяк;
  • никель.

Благодаря этим добавкам подшипники с вкладышем из баббита БН более крепкие. Чаще всего используются в дизельных генераторах и компрессорах.

Свинцовый сплав БС6 выдерживает ударные нагрузки и востребован в деталях тракторных двигателей.

Дорогостоящие оловянные баббитовые сплавы

Маркировка по ГОСТ:

  • Б88;
  • Б83;
  • Б83с.

Оловянные сплавы дороже. По физическим и антифрикционным свойствам они превосходят свинцовые.

Самый популярный сплав марки Б83, в основной состав которого входит до 85% олова, сурьма и медь.

Широко применяется в подшипниках, вращающихся на высокой скорости при средних нагрузках.

Высокая износостойкость продлевает срок службы оборудования, но, так же, как и баббит Б16, Б83 не выдерживает ударных нагрузок и вибраций.

Применяют в механизмах, принцип работы которых основан на турбинном вращении.

Это могут быть:

  • подшипники паровых двигателей;
  • турбокомпрессоры;
  • дизельные двигатели с низкими оборотами.

Более удачная модификация этого сплава – марка Б83с, химический состав которого позволяет использовать его в качестве твердой смазки в узлах механизмов, работающих с ударной силой.

Б88 – самый дорогой оловянный сплав баббита. Из маркировки следует, что средний процент содержания олова – 88%. Выдерживает не только высокие температуры, но и устойчив к высоким динамическим нагрузкам и вибрационным ударам. Активно используется в тяжелом машиностроении и в других отраслях, связанных с громоздкими вращающимися механизмами.

Кальциевые баббиты

Свинцово-кальциевые сплавы производят под маркировкой:

  • БКА;
  • БК2;
  • БК2Ц;
  • БК2Ш.

Данные баббиты используют в основном в подвижных механизмах железнодорожного транспорта, а также для заливки коренных и шатунных подшипников дизельных и газовых двигателей.

Преимущества и недостатки сплавов

У всех описанных выше сплавов есть свои плюсы и минусы. Из достоинств выделим:

  • Антифрикционные свойства на высоком уровне (могут противостоять возвратно-поступательным движениям механизмов).
  • Высокий уровень антикоррозийной стойкости.
  • Износоустойчивость.
  • Ударная вязкость повышена.
  • Невысокая температура плавления (варьирует от 240 до 340 градусов).
  • Увеличенный коэффициент размягчаемости сплава (при +100 градусов он соответствует нормировке НВ 9-24).
  • Повышенная вязкость при ударных нагрузках.
  • Требуется небольшое количество времени для приработки деталей.

Недостатков меньше, но все же они есть:

  • Невысокая прочность (в сравнении с другими сплавами).
  • Необходимость использования прочных оболочек (из стали, чугуна и меди).
  • Низкое сопротивление усталости (снижает работоспособность элемента и уменьшает срок службы).
  • Высокий уровень теплопроводности.
  • Наличие добавок из висмута и мышьяка (не подойдет для вторичного использования, только утилизация).
  • При использовании оловянных баббитов конечная стоимость подшипника иногда очень высока.

Почему баббит – редкий вид металла

Баббиты по своему составу можно подразделить:

  • на свинцовые;
  • на кальциевые;
  • на оловянные.

Баббиты из свинца имеют в своей основе сплавы свинца с сурьмой. Такое соединение называется эвтектикой. Областью применения свинцовых баббитов можно назвать антифрикционную обработку подшипников двигателей внутреннего сгорания и прокатных станков металлообрабатывающих предприятий. Его вполне можно применять в железнодорожном транспорте.

В кальциевых марках баббитов тоже применяется свинец, но сплавы этого типа отличаются наличием в составе определенного количества кальция. Более того, в состав добавляются такие элементы:

  • алюминий;
  • натрий;
  • олово.

Добавление этих компонентов позволяет значительно удешевить производство баббитов без потери основных технических характеристик.

Высокой устойчивостью к коррозии и износостойкостью отличаются оловянные баббиты. В составе этих сплавов имеется олово, медь и сурьма, а в некоторые виды оловянных баббитов добавляется еще свинец или кадмий. Оловянные баббиты среди аналогичных сплавов являются самыми дорогими, поэтому сдать их на лом выгоднее всего.

Для создания украшений подобный металл не используется, так как он может быть аллергеном.

Достоинства и недостатки баббита

Рассматривая свойства баббита, коснемся его ключевых плюсов и минусов. К достоинствам сплава можно отнести его антифрикционные качества и отличную прирабатываемость к детали. Сплав существенно увеличивает срок эксплуатации подшипника и его износостойкость — во время работы в баббитовом слое образуются микроканальцы, по которым к детали попадает смазочное вещество.

Одним, но существенным недостатком баббитов считается их низкая по сравнению с другими сплавами прочность. Из-за этого такой слой ограничивается более крепким чугунным, стальным или бронзовым корпусом.

Свинцовые

Свинцовые баббиты могут эксплуатироваться при условии повышенных значений рабочей температуры в сравнении с оловянными. Для сплава Б16 важным признаком является уровень свинца в составе, что позволяет добиться увеличения его твердости и прочности. Чушки баббита Б16 признаны наиболее востребованной позицией. У свинцовых баббитов отмечаются более низкие показатели антифрикционных качеств, но стоимость их ниже, чем оловянных. Цифра, приведенная в маркировке сплава, указывает на содержание в его составе олова. Для свинцовых баббитов требуются условия работы механизмов стабильного характера, без влияния ударных нагрузок, предельная величина напряженности функционирования не должна превышать 30,4 МПа•м/с. Применяются в узлах с малой нагрузкой (прокатных станах, дизельных двигателях, моторно-осевых подшипниках и пр.).

К категории свинцовых баббитов относятся марки БН, БК2Ш, БКА, БСб, БК2 и другие.

Правила приема подшипникового сплава

Пункты, осуществляющие прием цветного металлолома, в т.ч. и баббита, при оценке антифрикционного металла ориентируются на стандарты, принятые в 2009 году.

Оценка баббитов по ГОСТ 1639-2009:

Вид лома Характеристика Показатели Норма
Олово Б83, Б83с, Б88. Лом и куски баббитов Засоренность
Олово
Свинец
Размер
Не больше 3%
Не менее 80%
Не более 1,5%
Не менее 200мм
Олово Б16, БН, Бс6, БКА, БЛШ, БК2Ш Лом и куски баббитов Засоренность
Олово
Свинец
Размер
Не больше 3%
Не менее 1,5%
Не более 63%
Не менее 200мм
Олово Б 83, Б 83с, Б 88 Стружка Засоренность
Олово
Свинец
Не более 4%
Не менее 80%
Не более 1,5%
Олово Б16, БН, Бс6, БКА, БЛШ, БК2Ш. Стружка оловянно-свинцовая Засоренность
Олово
Свинец
Не более 5%
Не менее 5,5%
Не менее 63%
Свинец БКА, БЛШ, БК2Ш, БК2Ц. Отходы кальциевых баббитов Засоренность
Свинец
Не более 7%
Не менее 94%
Свинец БКА, БЛШ, БК2Ш, БК2Ц Лом кальциевых баббитов Засоренность
Свинец
Не более 15%
Не менее 94%
Свинец БКА, БЛШ, БК2Ш, БК2Ц Стружка Засоренность
Свинец
Не более 10%
Не менее 86%

Оловянные и свинцовые баббиты входят в категорию цветного металла – олова.

Кальциевые принимают как лом свинца.

  • сплав в форме чушки с допустимым уровнем примесей для прямого переплава;
  • брак, не поддающийся исправлению (чушки, осколки), отходы производства (стружка);
  • старый лом: баббитовые вкладыши, непригодные для дальнейшей эксплуатации.

Для точной оценки подшипникового сплава необходимы измерительные приборы, с помощью которых определяется химический состав и засоренность.

Разновидности и марки сплава

Разновидности-марки баббитов представлены тремя типами — в зависимости от металла-основы:

  • Кальциевый. Хоть и его основой является свинец, сплав получил свое название по одному из составляющих — в составе также присутствует кальций и натрий. Эти элементы отличают данный баббит самой недорогой ценой, придают ему повышенную теплопроводность и плотность. Но при этом такой сплав быстрее окисляется, что не прибавляет ему износоустойчивости. Поэтому кальциевый баббит в большинстве случаев используют во вкладышах рам вагонов, как грузовых, так и пассажирских — там их чаще всего проверяют и при необходимости быстро заменяют.
  • Оловянный. Основой данного баббита служит олово, которое отличается высоким коэффициентом трения, большой износоустойчивостью и пластичностью, повышенной коррозийной устойчивостью. Этот сплав примерно в два раза крепче своих «собратьев». Поэтому данная марка баббита незаменима для подшипников, на которые приходится максимальная нагрузка и возлагается важная роль. Область их применения — различные малооборотные двигатели. Кроме олова, в этом сплаве присутствует либо кадмий и никель, либо сурьма и медь. Недостатком оловянного баббита будет только его самая высокая среди данных сплавов цена.
  • Свинцовый. Мягкими составляющими здесь выступают свинец и сурьма — 87 % и 13 % соответственно в данном сегменте. Твердый элемент сплава — это кристаллическая сурьма (5 % уже от общего объема). Данный баббит не выделяется эластичностью, оттого и используется для производства не самых нагруженных подшипников. Однако при этом он замечателен тем, что отлично переносит высокотемпературный нагрев элемента. Стоит отметить, что такие баббиты более других подвержены коррозии. Их стезя — дизельные моторы тракторов и автомобилей.

Марки свинцового баббита — Б16 (свинец — основной элемент), БС6, БН (свинец, олово, никель, медь, мышьяк, кадмий, сурьма). Они, как и оловянные, произведены по ГОСТ 1320-74. Кальциевые сплавы соответствуют ГОСТ 1209-90; их разновидности — это БК2, БКА, БК2Ц, БК2Ш. Марки оловянного баббита — Б83, Б83С (небольшое добавление свинца), Б88. Разновидность Б83, к примеру, — это 80 % оловянной составляющей, 12 % сурьмы, 6 % меди и, в среднем, по 0,1 % висмута, свинца, железа, мышьяка, алюминия. А Б6 — это 88 % свинца, 0,3 % меди, 0,1 % железа, небольшая доля цинка и мышьяка.

Цены на лом баббита

Часто стоимость олова в свинцово-оловянных сплавах определяется не за кг веса, а за процент дорогостоящего металла в килограмме лома.

Пункты приема, не имеющие профессионального оборудования, оценивают лом баббита на глаз, точность такого анализа сомнительна и зависит от опыта и профессионализма оценщика, а также его добропорядочности.

Цена 1 килограмма баббита в РФ:

Вид лома До 50-100кг От 100 кг От 1 т
Б83 ГОСТ 400 — 920 руб. 600- 1020 руб. 700 – 1200 руб.
Б83 брак (олова не менее 80%) 220- 420 руб. 220- 530 руб. 450-530 руб.
Б83 брак (олова не менее 50%) 100- 120 руб. 120- 150 руб. 130- 160 руб.
Б16 50- 180 руб. 70 – 180 руб. 130- 180 руб.
Брак Б 83,Б 16 (1% олова) 3,1- 5 руб. 3,5- 5 руб. 5-6,5 руб.
Б83 стружка 500- 520 руб. 500-520 руб. 500- 550 руб.
Б16 стружка 70- 75 руб. 70-80 руб. 70- 90 руб.

Самая высокая цена за 1 кг лома у оловянного сплава с допустимым количеством примесей не более 0,3 %. Такой лом идет на первичную переплавку без дополнительной очистки от посторонних веществ. Крупные компании, специализирующиеся на заготовке и переработке лома на международном уровне, закупочную цену устанавливают по результатам торгов на мировом рынке.

Олово и свинец относятся к категории биржевого металла, цена постоянно меняется. Базовая цена в различных сплавах вычисляется по специальной формуле.

Параметры для вычисления базовой цены биржевого металла:

  • средняя цена на Лондонской бирже металлов за последние 5 сессий;
  • валютный курс рубля в долларах США;
  • коэффициент понижения, зависит от вида отходов и засора сплава (0,2-0,9);
  • дополнительный коэффициент понижения для смешанных отходов, равный 0,8.

Требования ГОСТ

Согласно стандартам, баббит любой группы должен:

  • изготавливаться из первичных или вторичных металлов, отлитых в чушке массой не более 22 кг;
  • выплавляться в чушки с чистой поверхностью, без разного рода шлаковых загрязнений.

В изломе чушки баббит, по ГОСТ, должен быть абсолютно однородным. Изготавливать этот сплав положено в цехах, оборудованных системами вентиляции. Согласно нормативам, доля свинца в воздухе рабочей зоны на предприятии не должна превышать 0,01/0,005 мг/м3, сурьмы — 0,5/0,2 мг/м3.

Как продать с максимальной выгодой

Перекупщики и небольшие базы, не имеющие лицензии и спецоборудования, не смогут точно определить количество олова или свинца в изделии.

Лицензированные компании по скупке и переработке металла – наиболее оптимальный вариант для выгодной продажи баббитов.

Спектральный анализ, сделанный с помощью профессиональных приборов, покажет точное содержание того или иного металла.

Для вывоза большого объема неликвидов (обычно от 200 кг) предоставляются услуги по транспортировке. Выезд грузового автотранспорта можно заказать по телефону, обговорив время и детали сделки.

Найти металлобазу с выгодными условиями непросто. Прочитав отзывы о той или иной компании в интернете, можно ошибиться в выборе пункта приема. Зачастую эти отзывы проплачены контент-мастером и написаны за денежное вознаграждение фрилансерами.

Найти скупщиков цветного металлолома с выгодными условиями и расценками также можно на специализированных форумах или в соцсетях, где участники дискуссии подскажут наиболее выгодный вариант в вашем регионе.

Самый же простой и быстрый вариант найти наиболее выгодные условия на прием лома баббита — устроить мини-тендер (если объем значительный) или самостоятельно собрать информацию по 5-10 приемным пунктам. То есть либо разослать свое предложение, либо обзвонить компании и выписать цены и условия приема.

Для юридических лиц также важно правильно оформить списание отходов производства. Необходимую для этого процедуру можно заказать специалистам компании, обладающей правами юридического сопровождения при приеме утильсырья.

Производство сплава

Свойства баббита напрямую зависят от его составляющих. Для его производства необходима только добыча его элементов (или переработка вторсырья), ведь он сам — полностью рукотворный сплав. Готовая форма баббита — это слитки, чушки весом не более 22 кг. Для их отлития материал тщательно подготавливают — очищают, обезжиривают. При плавке с поверхности массы снимают спрудину — тугоплавкую пенку.

Производство баббита заканчивается отливкой слитков. На каждом из них отпечатывается товарный знак предприятия, марка и порядковый номер плавки. Работники завода, специализирующегося на отливке подшипников, расплавляют готовые чушки-брикеты баббита и заливают расплав во вкладыш подшипника.

Специфика применения баббита

Для каждой разновидности деталей необходима своя марка сплава-баббита:

  • Шатунные подшипники (стык поршня и коленчатого вала) — марка БМ. Используются для тракторов. Требуют замены на новые через каждую тысячу километров пробега.
  • Коренные подшипники — применение баббита Б88, созданного специально для высоких скоростей, больших динамических нагрузок. Поэтому данную марку успешно применяют для среднеоборотных и быстроходных дизельных двигателей.
  • Подшипники для судовых водопроводов, компрессоров — разновидность БН, идеальная для средних нагрузок и скоростей.
  • Тяжелое машиностроение — отлично подойдут свойства баббита сорта Б16.

Применение в подшипниках

Сфера использования баббита, таким образом, довольно-таки широка. Применяться этот сплав может для изготовления подшипников:

  • шатунных;
  • коренных;
  • предназначенных для компрессоров, судовых водопроводов;
  • используемых в тяжелом машиностроении.

Стоимость баббита

Рассмотрим стоимость данного сплава на территории РФ. Цена напрямую зависит от свойств баббита, от его марки. Так, средняя цена свинцового баббита Б16 — около 350 тыс. рублей/тонна. Стоимость сплава марки Б83 — около 1,3 млн рублей/тонна.

Если рассматривать рынок вторсырья, то 1 кг баббитового металлолома можно сдать за максимальную цену 500-600 руб./кг. В основном подобные сплавы выкупают для их последующей утилизации, ведь более ненужные подшипники могут нанести непоправимый вред экологии, так как кадмий, свинец, сурьма — это в прямом смысле слова яды для окружающей нас природы.

Баббитовые сплавы — далеко не современное изобретение. Однако они и в наши дни все так же актуальны в механике, а именно — в производстве подшипников. Наблюдается это из-за того, что именно баббиты долговечны, износоустойчивы, быстро и плотно притираются к детали, обеспечивают бесшумность при трении и, благодаря своей низкой теплопроводности, исключают перегрев двигателя. Кроме того, производители предлагают десятки различных марок баббитов, каждая из которых соответствует определенной разновидности как подшипника, так и целого двигателя машины.

Создан ювелиром, но в украшениях не используется. Баббит стал итогом экспериментов Исаака Бэббита.

Карьеру американец начинал с ювелирного дела, но, с годами выбрал более узкую специализацию – создание сплавов.

Составы, придуманные Исааком, пригодились промышленникам. Баббит, в частности, отличился антифрикционными свойствами и стал использоваться в подшипниках паровых машин.

Для украшений сплав не годится. Составные тяжелы и могут быть аллергенами. Речь об олове и свинце.

Поскольку они – основа сплава, то и его свойства, во многом, являются сплавом характеристик двух металлов. Разберемся в частностях.

Свойства баббита

Олово со свинцом пластичны, довольно мягки. Это прекрасная основа для твердых вкраплений. Последние – опора подшипника.

Основа же обеспечивает плотное прилегание детали к валу. Технологи называют это прирабатываемостью подшипника.

Такая структура сплава, в котором вещества разделены на разные фазы, называется гетерогенной.

Размягчение и пластичность сплава во многом зависят от низкой температуры плавления – не выше 440-ка градусов. Нижняя планка – около 240-ка.

Точное значение зависит от состава сплава. Баббит – общее название семейства антифрикционных материалов.

Это те, что противостоят фрикциям, то есть, возвратно-поступательным движениям. Подшипники, как известно «ходят» туда-сюда.

Если детали не смогут противостоять трению, быстро выйдут из строя. Так вот, олово баббит делает стойким к коррозии, максимально теплопроводимым, то есть, деталь меньше нагревается.

Это увеличивает износоустойчивость сплава, но снижает его температуру плавления.

Второй состав баббита, преимущественно, свинцовый. Соответственно, температура плавления максимальна.

Поэтому, на производстве автомобилей, прокатных станов, сельхозтехники используют именно свинцовую смесь. Есть еще и кальциевая.

Свинец с оловом в ней тоже присутствуют, но уже не играет главенствующей роли. Кальций обеспечивает низкую цену при высокой плотности сплава.

Теплопроводность у него низкая. Основная проблема кальциевого баббита состоит в быстром окислении. Соответственно, детали быстро изнашиваются.

Такие подшипники устраивают лишь железнодорожников. Вкладыши в рамах поездов часто проверяют и меняют. Подшипники не успевают снашиваться.

Как видно, свинец и олово есть во всех баббитах. Разница лишь в пропорциях. Остальные составляющие разнятся. Рассмотрены основные металлы.

Но, есть и легирующие, то есть, присутствующие в малых количествах. Это натрий, сурьма, медь, никель, мышьяк, теллур и кадмий.

«Присадки» отвечают за специфические свойства. Медь, к примеру, делает баббит свинцовый, как и остальные виды сплава, тверже, увеличивает ударную вязкость.

Никель повышает износостойкость. Поэтому, 28 элемент принято примешивать к кальциевым баббитам. Металл кадмий увеличивает стойкость деталей к коррозии. Лигатура из сурьмы направлена на общую прочность сплава.

Получается, разнится не только температура плавления баббита, но и другие характеристики. Все зависит от состава.

Неизменно одно, — сплав остается первым из антифрикционных, созданных человеком. К 21-му веку разработаны десятки марок.

Для них действуют ГОСТы, регламентирующие процентный состав. Так, баббит Б83 содержит около 80% олова, 12% сурьмы, 6% меди и десятые доли процента железа, мышьяка, свинца, висмута и алюминия.

Марка БС6 свинцовая. Поэтому, олова в ней всего 6,5%. Столько же сурьмы. Меди в БС6 содержится 0,3%, железа 0,1%, еще меньше мышьяка и цинка. На свинец, соответственно, приходятся 88% состава.

Основных марок около 10-ти. Из них три свинцовых. Это Б16, БH и БС6. К оловянным относятся Б83С, Б83 и Б88 баббит. ГОСТ 1320-74 един. Отдельный ГОСТ 1209-90 утвержден для кальциевых марок БКА, БК2, БК2Ш и БК2Ц.

Добыча баббита

Поскольку баббит – рукотворный сплав, а не отдельный металл, добываются лишь составляющие материала. Из них формируют слитки.

Промышленники зовут их чушками. Их масса не превышает 22-ух килограммов. Важно, чтобы поверхность слитков была чистой.

Иначе, в шихту, то есть смесь для сплава, могут попасть сторонние загрязнители.

Поэтому, производители баббита тщательно очищают исходный материал. Он может быть первичным, то есть, добытым в природе и вторичным.

Под вторичным материалом подразумевается лом баббита. Работая с ним, проводят обезжиривание.

Баббит, его виды, свойства, состав и применение

История создания

Получен этот сплав И. Баббитом был в 1839 году. Основной целью его создания было увеличение срока службы подшипников паровых машин. Производители подобных агрегатов сразу же оценили отличные эксплуатационные свойства нового сплава и начали широко его использовать. В 1841 году И. Баббит, работавший до этого ювелиром, получил за свое изобретение премию от Конгресса США в 20 тыс. долларов. Это стало поворотным моментом в его карьере. С этих пор Баббит начал заниматься именно сплавами.

В 1844 г. открытый им металл был запатентован в Англии. А уже в 1847 г. баббит как новый сплав зарегистрировали и в России.

Стандарты

Марки баббита Б88, Б83, Б83С, Б16, БН и БС6 изготавливаются по единому ГОСТу 1320-74. В этом стандарте указан химический состав, допустимое количество примесей, размеры и форма чушек, требования к безопасности. Согласно ГОСТу, по требованию заказчика некоторые компоненты могут быть заменены, также может быть изменена форма слитков.

В состав этих сплавов входят металлы, вредные для человека — это свинец, сурьма. Свинец относится к 1 классу опасности, сурьма — ко 2 классу. Свинец действует на нервную систему, кровь, сосуды, сурьма оказывает раздражающее действие. Поэтому работы с этими антифрикционными материалами (расплавление, заливку подшипников) необходимо проводить, используя средства защиты: сухую спецодежду, респиратор «Лепесток», валяную или кожаную обувь, рукавицы. На эти средства также существуют свои ГОСТы. Хранят антифрикционный сплав в закрытых проветриваемых помещениях. Также в ГОСТе прописаны условия эксплуатации, для которых приспособлена та или иная марка баббита.

Кальциевые баббиты производятся по другому стандарту — ГОСТу 1209-90 . Это сплавы под марками БКА, БК2, БК2Ш и БК2Ц.

Лом этого материала должен отвечать ГОСТу 1639-2009 . Под действие этого стандарта попадают кусковой лом баббита (только оловянных разновидностей), кусковой лом свинцовых разновидностей (к нему добавляют отходы типографских сплавов), стружка оловянных баббитов и смешанная стружка.

Оборудование

Какое оборудование используется для заливки подшипников баббитом? Для этого производят специальные комплекты оборудования, например, КО-2, на котором подшипники изготавливаются методом центробежного литья.

Этот комплект выпускают в нескольких модификациях:

  • МПС — для заливки подшипников скольжения 8ТН.263.028 и 8ТН.263.029;
  • D360 x L310 — для заливки подшипников скольжения с наружным диаметром до 360 мм, внутренним диаметром от 40 мм и длиной до 310 мм;
  • D950 x L500 — для заливки подшипников скольжения с внешним диаметром до 950 мм, внутренним диаметром от 60 мм и длиной 500 мм.

Использование специального оборудования позволяет заливать баббит более аккуратно, без перерасхода и дефектов.

Для выплавки баббита из вкладышей старых подшипников также выпускаются специальные печи, например, камерные типа ПКН разного размера и мощности:

  • ПКН-0,6-2000 мощностью 100 кВт,
  • ПКН-0,6-180 мощностью 26 кВт.

Печи сделаны из огнеупорных материалов, а в качестве нагревателей используются спирали из проволоки суперфехраль. Они оборудованы поддоном для установки вкладышей подшипников и лотком для слива расплавленного баббита.

Для заливки сплава во вкладыши подшипников применяются и другие типы печей, например, ППН с нижним клапаном разлива. В такие печи помещают тигели с баббитом. Они также нагреваются электрическими нагревателями. Такие печи имеют канал для аварийного слива, управляются с пульта, на котором задаются режимы работы. Печи типа ППН позволяют дозировано разливать баббит во вкладыши подшипников.


Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

(Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.