Живопись по сырой штукатурке называется фреской. Слово это происходит от итальянского fresco — «свежий». На сегодняшний день это не самая популярная идея в оформлении интерьеров, куда чаще используется роспись по сухой стене. Сухая роспись позволяет работать без жестких временных рамок, нетребовательна к основанию и главное — может быть выполнена человеком, не обладающим квалификацией художника, по шаблонам. С фреской этот номер не пройдет.
- Немного истории
- Суть процесса
- Нужна ли фреска в квартире
- Материалы и технология штукатурных работ
- Этапы работы
- Краски и их применение
- Некоторые варианты красок
Содержание
- 1 Разновидности штукатурной росписи
- 2 Альсекко
- 3 Процесс выполнения росписи по сырой штукатурке
- 4 Особенности работ
- 5 Нанесение декоративной штукатурки
- 6 Алгоритм выполнения
- 7 Готовим стену
- 8 Технология нанесения росписи
- 9 Какие бывают краски?
- 10 Подготовка поверхности стены
- 11 Как наносится штукатурка
- 12 Особенности оштукатуривания
- 13 Рисование картины
- 14 Немного истории
- 15 Суть процесса
- 16 Материалы и технология штукатурных работ
- 17 Общие сведения
- 18 Подробности
Разновидности штукатурной росписи
Технология выполнения штукатурной росписи не является особо сложной.
Основные этапы её выполнения таковы:
- Рисунок выполняется на стенах или потолке, которые предварительно оштукатуриваются. Работа начинается ещё на невысохшем основании.
- На поверхность наносятся контуры рисунка, а затем приступают к росписи его водорастворимой краской.
- После того, как «картина» высохла, она приобретает своеобразную глубину посредством впитывания красок сырыми штукатурными смесями.
Если оценить данный процесс, то может показаться, что ничего сложного в нём нет. Только во время работы проявятся все нюансы, которые сопутствуют этому творческому процессу:
- состояние стен;
- подготовка растворов;
- технология выполнения росписи.
Если не уверены в своём мастерстве и художественных способностях, следует предварительно потренироваться на небольших участках. Первоначально можно на сухой оштукатуренной стене.
На видео: создание рисунка на декоративной штукатурке.
Альсекко
У фресок есть альтернатива – альсекко или попросту живопись по сухой штукатурке. Несмотря на то, что подобная декоративная роспись кажется более простой (например, не требует срочности), придумана она позже. Преимущества этого подхода таковы:
- результат отличается повышенной долговечностью;
- долго не выцветает и не выгорает;
- применима даже с внешней стороны здания;
- живопись по сухой штукатурке хороша еще и своей экологичностью. Краски делаются на основе воды, извести, сырых яиц, то есть не содержат вредной химии и совершенно безопасны.
Но есть и определенные недостатки. Выполнить такую декоративную роспись может только профессиональный художник – конечно, если не хотите из-за мелких ошибок заново штукатурить стену. В этой ситуации можно не спешить, тщательно выписывая детали, поэтому можете себе представить, сколько это стоит, и во сколько обойдется любая помарка, заставляющая начинать сначала не только рисунок, но и нанесение на стену штукатурки. Выполнять такое своими руками крайне не рекомендуется, разве что сомнений в собственной технике нет.
Учтите, что хорошо отрисованную дорогую отделку будет жалко снимать, если комната вдруг изменит свое назначение.
Видео: мастер-класс по созданию росписи по высохшей декоративной штукатурке
Подготовка стен
Живопись по сухой штукатурке тоже предполагает первоначальное оштукатуривание по неровной поверхности, избавленной от старой отделки. Некоторые специалисты советуют добавлять в штукатурку мелкие частицы камня, кирпича, соломы. Зачастую штукатурка наносится в несколько слоев (от двух до семи), перемежаясь со слоями грунтовки. Сколько бы ни было слоев, следующий наносится только после того, как высохнет предыдущий слой и грунтовка на нем. Декоративная роспись также выполняется поверх грунтовки, нанесенной на полностью высохшую поверхность.
Перед нанесением росписи высохшую штукатурку нужно загрунтовать
Объемные шедевры
Сухая штукатурка не обязательно должна быть ровной – можно создавать объемные фигуры из нее, которые затем расписываются в разные цвета. Для начала на стену карандашом наносятся предполагаемые контуры, по которым затем накладывается дополнительная штукатурка. Обратите внимание, что разница между слоями не должна быть большей нескольких миллиметров, иначе ни одна штукатурка этого не выдержит. После того, как объемные очертания высохли и были загрунтованы, можно начинать разукрашивание. Начинать следует с фона, в последнюю очередь закрашиваются те детали, которые наиболее выступают.
Видео: мастер-класс по созданию объемных картин из штукатурки
Процесс выполнения росписи по сырой штукатурке
Процесс росписи стен по сырой штукатурке построен на выполнении нескольких этапов. Рассмотрим их более подробно.
Подготовка основы
Процесс подготовки поверхности довольно важный момент, который в последствие может сыграть важную роль во время росписи рисунка. Есть несколько моментов, которые должны быть сделанные поочередно и пропускать их не рекомендуется:
- Начинаем с удаления старой отделки. Снимать её следует с помощью шпателя. В случае, когда старая отделка держится довольно прочно, даже после ударов по ней молотком, то её можно оставить. В завершение работ, полностью очищаем поверхность от пыли. Для того, чтобы сцепка нового слоя штукатурной смеси хорошо держалась на поверхности, рекомендуется выполнить насечки глубиной около 5 – 7 мм.
- Для увеличения адгезии и удаление остатков пыли выполняют грунтование поверхности. Грунтовочных слоёв должно быть несколько, это обеспечит качество оштукатуривания.
- Первоначальное, которое ещё называют базовым, оштукатуривание. Выполняется он в основном с целью выравнивания поверхности. Является промежуточным слоем между самой стеной и финишной штукатуркой. Только после того, как базовая штукатурка полностью высохла, наноситься новый слой, по которому и будет выполняться роспись.
Подготовка раствора для финишной штукатурки
Важным моментом является подготовка штукатурного раствора, который имеет свои секреты. Именно на аналогичный состав когда-то наносились фрески. Сам состав долго хранили в тайне, поэтому компоненты можно подбирать и заменять по необходимости. Итак, состав раствора такой:
- Базисным материалом для раствора является известь. Чем лучше её качество, тем прочнее будет штукатурка.
- Известь необходимо загасить водой и продержать её в таком состоянии несколько дней.
- Наполнителем в таком растворе выступает крупный речной песок и кирпичная крошка. Специалисты рекомендуют использовать последний вариант. Благодаря этому компоненту, время высыхания слоя немного больше, что даёт возможность выполнить роспись красками.
- Для предотвращения растрескивания штукатурного слоя в состав добавляют мелко нарубленную пеньку или целлюлозу.
Важно! Раствор необходимо готовить непосредственно перед нанесением.
Обращаем внимание на пропорции:
- Для базового слоя: 1 часть известковой пасты и 3 части наполнителя.
- Для финишного слоя: 1 часть известковой пасты и 2 части наполнителя.
Особенности работ
Несмотря на высокую декоративность такой отделки, применяется она не слишком часто, даже при оформлении современных храмов. Причин такому явлению несколько.
- Сложность подготовки специального основания. Далеко не каждый может качественно и с учетом всех требований оштукатурить стену. Здесь используют особый рецепт приготовления смеси, к тому же, существуют свои тонкости ее нанесения.
- Процесс идет очень медленно, художники не могут работать с квадратного метра. Живопись по сырой штукатурке существенно отличается от традиционного создания картин, это намного сложнее и требует соблюдения очень многих специальных технологических условий.
- Высокая цена отделки помещений. Одна стена стоит значительно больше, чем полная финишная отделка всех поверхностей помещения. Это делает недоступным использование таких рисунков для абсолютного большинства наших соотечественников.
Рисование таких картин на стенах требует большого мастерства и опыта
Как видите, профессиональную живопись по сырой штукатурке (фрески) может делать только ограниченный круг лиц. Но для декора жилых помещений все эти требования не принципиальны, поэтому для выполнения подобных работ достаточно иметь талант к рисованию и базовые навыки штукатура. Ну а если позволяют средства, лучше всего нанять для этого специалиста. Теперь можно кратко знакомиться с особенностями технологии.
Нанесение декоративной штукатурки
Можно выполнять картины из декоративной штукатурки своими руками. Они размещаются на стенах и на потолочном перекрытии квартиры. Для работы понадобятся:
- уровень;
- отвес;
- шпатели разные;
- терка;
- мастерок;
- правило;
- инструмент для нанесения рельефа.
Художественную штукатурку своими руками накладывать на поверхность можно таким образом:
- поверхность смачивается чистой водой;
- шпателем набрасывается немного штукатурки на стену;
- после заполнения всего участка раствор выравнивают теркой;
- с помощью уровня контролируется правильность нанесения раствора.
На поверхности из дерева предварительно набивается дранка, выполняющая роль облицовки. Ее ячейки равны 4х4 см. Перед нанесением материала они смачиваются водой. В некоторых случаях дранку для экономии времени заменяют сеткой. Она может быть выполнена из различных материалов: из стали, меди, оцинкованного железа, пластика, крученой проволоки. Штукатурка накладывается обычными способами. Если планируется нанести панно из декоративной смеси на участок стены или потолка, нет необходимости выравнивания последнего слоя. Но больших бугров или впадин на поверхности не должно быть.
Чтобы получить картины из штукатурки, нужно иметь определенные инструменты. Самый распространенный из них – это валик, на котором имеется уже простейший рисунок или рельеф. Его смачивают в воде и прокатывают по оштукатуренному участку. Если после высыхания стены применить еще и окраску, можно получить прекрасное панно из штукатурки.
Следующий инструмент для получения рельефа – это трафарет. Он может быть выполнен в виде штампов, гребенок. Рисунок наносится примерно таким же образом, как и валиком. Но нельзя называть эти инструменты единственными. Рисунок на штукатурке вполне можно создать руками, целлофановым пакетом или поролоновой губкой. Поверхность при этом должна быть обязательно сырая. Художественная штукатурка стен может производиться с помощью применения особых составов, которые сами собой оставляют на поверхности свой рисунок. Штукатурный состав короед имеет рисунок в виде следов, оставленных одноименным жуком. Такие узоры прекрасно смотрятся на стенах, проявляют особую устойчивость к температурным перепадам, условиям влажности, механическим воздействиям.
Рельефные картины на стене оставляет мраморная штукатурка. Этот способ обладает следующими особенностями:
- высокой прочностью и долговечностью;
- пожаробезопасностью;
- устойчивостью к проявлениям окружающей среды.
Очень часто используется отделка поверхностей под шубу. Делается она методом набрызга с применением щетки или веника. В результате на стене образуется определенная картина или панно из декоративной штукатурки. Любой из вышеперечисленных способов может использоваться на наружных и внутренних поверхностях стен. Это не будет являться живописью на стене, но своими руками создать подобное довольно просто.
Алгоритм выполнения
Все действия разбиваются на несколько этапов, только точное выполнение каждого из них может обеспечить надлежащее качество. Даже малейшие отклонения от используемой технологии обязательно будет иметь крайне негативные последствия.
- Выбор места нанесения рисунка и его тематика. Эти вопросы решает художник совместно с заказчиком. Принимаются во внимание не только архитектурные особенности помещения, но и качество освещения, выбранный стиль, сюжет рисунка и т. д. Еще один важный фактор – нужно обращать внимание на материалы изготовления стен, на которых планируется делать живопись. Они должны быть только из полнотелого красного кирпича, все остальные современные строительные материалы по своим физическим параметрам категорически не подходят. Не может быть и речи о гипсокартонных, пенобетонных и прочих современных материалах.
Определившись с тематикой рисунка, готовят его эскиз
- Подготовка основания. Живопись по сырой штукатурке выдвигает очень жесткие требования к основанию, надо иметь в виду, что материалы не производятся строительными компаниями, все они готовятся лишь вручную. От качества основания зависит не только долговечность рисунка, но и насыщенность тонов, устойчивость к выгоранию.
Качество подготовки основания имеет решающее значение
- Нанесение рисунка. Рисование на холсте или сухой стене по технологии категорически отличается от живописи по сырой штукатурке. Очень немногие сегодняшние художники могут заниматься этим делом. Надо иметь специальную подготовку и глубокие знания, только такие исполнители могут выполнить поставленные задачи.
Нанесение рисунка — самый творческий процесс
Теперь можно кратко ознакомиться с особенностями каждого этапа.
Готовим стену
Вне зависимости от того, будете вы расписывать свою комнату сами или пригласите художника, будет ли это фреска или альсекко, стену надо подготовить. Она должна отвечать целому ряду требований:
- для альсекко поверхность должна быть почти идеально ровной, для фрески — наоборот:
- на ней не должно быть отваливающихся кусков штукатурки, впадин, сколов, наслоений;
- цвет должен быть светлым и одинаковым по всей поверхности.
Поэтому подготовка стены сводится к обычному ремонту, только выполненному более тщательно, чем под обои или под покраску. Вам понадобятся:
- перфоратор;
- острый нож;
- вода;
- шпаклевка;
- грунт;
- шлифовальная машинка или шкурка;
- инструменты для отделочных работ.
Прежде чем делать эскиз живописи водяными красками, вам предстоит выполнить основательный ремонт. Для росписи по сухой штукатурке он выглядит так:
- Снять все старое покрытие, чтобы не осталось ни одного клочка обоев, ни кусочка кафельной плитки – именно для этого нужны нож и перфоратор.
- Отбить куски старой штукатурки, которые держатся непрочно.
- Заделать все щели и сколы.
- Отшлифовать стену (на этом этапе не обязательно добиваться идеальной поверхности, надо только убрать наиболее заметные неровности).
- Оштукатурить стену.
- Нанести слой грунта.
- Дать грунтовке высохнуть.
- Можно нанести еще один слой грунта.
Важно! В строительных магазинах вы найдете грунт разного цвета, выбрать лучше самый светлый, который только сможете найти.
Технология нанесения росписи
Как уже было сказано выше, роспись по штукатурке начинать нужно сразу же, когда она ещё мокрая. Поэтому все необходимые инструменты и эскизы приготовить нужно заранее. Как только финишный слой выровняли, приступаем к таким действиям:
- Если рисунок нарисовать самостоятельно не можете, то прикладываем трафарет и посредством иглы перебиваем рисунок на стену. Далее края рисунка намечаем шилом или кончиком остро заточенного карандаша.
- Посредством мягких широких малярных кистей начинаем расписывать рисунок. Вначале следует наносить более светлые тона и постепенно переходить к тёмным.
- Техника живописи должна быть довольно мягкой. При работе кистью следим за тем, чтобы её щетиной не нарушать целостность известковой штукатурки. Если всё-таки такой дефект произошёл, то кисточку тщательно промываем и снова повторяем процесс нанесения красящего вещества с меньшим нажимом.
- После того, как закончили нанесение первоначальной росписи, начинают прорисовку. Выполняется она в обратном порядке. Начинать следует с тёмных тонов, и заканчивать светлыми красками.
- После того как роспись закончена, по краям изображения посредством шпателя или острого ножа выполняем срез штукатурки с наружным скосом. После этого снова накладываем штукатурную смесь так, чтобы заполнить образовавшийся скос до полного исчезновения шва. После этого живопись водяными красками по сырой штукатурке выполняется повторно.
В завершении работ необходимо оставить расписаны фрески для просушки на 7 – 10 суток. Во время просушивания стараемся к ней не прикасаться. Если в некоторых местах краска потеряла свой оттенок, ничего страшного, в процессе высыхания штукатурка будет отдавать влагу и картинка приобретёт первоначальную насыщенность цветов.
На время просушивания росписи стараемся обустроить все оптимальные условия в посещении. Не должно быть сквозняков и перепадов температур. В противном случае фреска может потрескаться.
Как видим, роспись по сырой штукатурке довольно ответственный процесс. Не каждый начинающий мастер сможет с ней справиться. Но, если есть огромное желание и выдержка, то можно пробовать. При этом старайтесь соблюсти все приведённые рекомендации.
Декоративная картина-фреска ручной работы (1 видео)
Материалы и инструменты для живописи по штукатурке (26 фото)
Какие бывают краски?
Чтобы сделать такую роспись по штукатурке, можно использовать разные составы:
- замешанные на сырых яйцах;
- на клеевой основе;
- на воде.
Пигменты, замешанные на сыром яйце, — классика жанра, такими красками пользовались еще в Средние века. Они и по сей день не утратили популярности, и если их применяют не так часто, как водяные, то исключительно потому, что приготовление — процесс достаточно трудоемкий. Клеевые и водяные краски продаются практически в готовом виде.
Важно! В качестве пигментов добавляют природные материалы. Как правило, материалы не токсичны, так что украсить стену таким образом можно в любой комнате, включая детскую.
Подготовка поверхности стены
К этому этапу надо относиться очень ответственно. Дело в том, что традиционная технология запрещает применение современных материалов и пропиток для повышения показателей адгезии, предупреждения растрескиваний и отслоений. Долговременный эффект надо достигать иными методами.
Таблица. Этапы подготовки основания
Наименование операции | Особенности и порядок выполнения |
---|---|
Удаление старого слоя штукатурки |
Выполняется лишь в тех случаях, когда стены уже отделаны по современной технологии. Как мы уже упоминали, здание должно быть только из полнотелого красного кирпича, другие варианты в принципе не могут рассматриваться. Старая штукатурка удаляется во всех случаях, не имеет значения, хорошо она держится или нет. Причина – для живописи по сырой штукатурке есть жесткие требования, она не может иметь в своем составе цемент. В те далекие времена этот строительный материал известен не был, а все современные смеси изготавливаются с его использованием. Цементные покрытия не имеют тех физических характеристик, которые требуются для фресок. Для оштукатуривания готовятся специальные составы, о них мы подробнее расскажем в статье немного ниже. |
Подготовка поверхности к оштукатуриванию |
Надо принимать все меры для увеличения прочности сцепления штукатурки. Поверхности не только очищаются от пыли и грязи, но и сильно увлажняются. Если кладка гладкая, то делаются насечки. Стены надо выровнять, перепад поверхностей по неровностям не может превышать одного сантиметра, а общая толщина всех слоев покрытия в пределах 2–4 см. Нарушение этого требования приводит к тому, что краска неравномерно проникает в штукатурку, а это становится причиной неконтролируемого изменения оттенков после высыхания. |
Оштукатуривание |
Никакие грунтовки перед началом работ не используются, это грубое нарушение технологии, оказывающее крайне негативное влияние на конечный результат и долговечность фрески. Штукатурка наносится в несколько слоев, перерыв между ними может достигать 10–14 дней. Конечное решение принимается опытным мастером в зависимости от фактических условий и состояния покрытия. |
Финишное покрытие |
Чаще всего это делают сами художники перед нанесением рисунка. Финишное покрытие выполняется только раствором качественной специально подготовленной извести. |
Теперь следует рассмотреть некоторые этапы более подробно.
Подготовка раствора
Долговечность фресок объясняется двумя секретами древнейшей известной живописной техники: специальным раствором для оштукатуривания и уникальным составом используемых красок. А от таланта художника зависит художественная часть работы. Какие компоненты должны быть в штукатурном слое?
- Известь многолетнего гашения. К ней выдвигаются очень жесткие требования, для наиболее ответственных фресок специально покупают австрийскую известь десятилетнего гашения. Отечественные материалы по качеству не подходят. Известь имеет не только неплохие показатели адгезии с кирпичными стенами, этот материал обладает антибактериальными свойствами. Именно этим объясняется отсутствие на старинных фресках лишайников и мха, поверхности таких стен угнетают размножение все микроорганизмов.
Основой штукатурки служит гашеная известь
- Промытый речной кварцевый песок средней фракции. Это основной наполнитель штукатурного раствора. Наличие в нем глины категорически не допускается, она не только уменьшает прочность сцепления, но и становится причиной появления микротрещин, которые с течением времени увеличивают свои размеры и повреждают поверхность рисунка.
В качестве наполнителя используют кварцевый песок
- Крошка красного кирпича. Кирпич впитывает влагу и длительный период времени удерживает ее, что очень важно для живописцев. За счет этого несколько увеличивается ограниченное время нанесения красок на поверхность, штукатурка остается сырой, но твердой.
Кирпичная крошка удерживает влагу
- Пенька. Давний аналог современных армирующих добавок, кроме того, пенька также долго удерживает влагу – улучшаются условия нанесения живописи на стены.
Пеньковое волокно применяют в качестве армирующей добавки
- Толченый уголь. Современные ученые пока не могут объяснить влияние этого компонента, но мастера его используют – так рекомендуется в старинных рецептах.
Толченый уголь древние мастера всегда использовали при изготовлении фресок
Цены на популярные виды штукатурки
Штукатурка
Как наносится штукатурка
Инструкция, по которой выполняется роспись по сырой штукатурке, называется иначе
фресковой росписью, предполагает такую последовательность выполнения всех операций:
- Подготовленная поверхность увлажняется, не менее чем за 24 часа до начала работ.
- Увлажнение повторяется за 90 минут до начала процесса оштукатуривания.
- Набрасывается на поверхность первый слой до восьми миллиметров толщиной. Раствор равномерно распределяется по стене теркой для штукатурки без лишнего разглаживания.
- Наносятся волнистые линии до двух миллиметров глубиной с шагом до 40 миллиметров. Эти борозды будут формировать рельеф, который обеспечит максимальную адгезию штукатурных слояв.
- Первый слой сушится не менее 12 суток.
- Поверхность увлажняется, пока она полностью не будет насыщена жидкостью.
- Наносится второй слой, который будет промежуточным.
Совет: Второй слой делать не обязательно, но новичкам спешить не стоит: двухслойные фрески имеют большую чувствительность к нарушениям технологии.
- Если на поверхностях базовых слоев появился белесый налет, его необходимо счистить, а стену повторно увлажнить. В противном случае нарушится адгезия штукатурного основания, что со временем приведет к расслоению фрески.
- После высыхания всех предварительных слоев штукатурки, последний увлажняется и наносится лицевой раствор. Из-за быстрого высыхания укладывать его следует небольшими участками, выполняя параллельно роспись на стене.
Некоторые нюансы росписи стен
Заранее нужно подготовить все необходимо для росписи стены:
- Эскиз изображения.
- На водной основе акриловые краски.
- Инструменты.
Работа выполняется в такой последовательности:
- После выравнивания штукатурки, с помощью иглы контуры с эскиза «перекалываются» на основание. Основные линии лучше наметить острым кончиком карандаша или шилом, как на фото.
- Мягкими широкими кисточками наносятся разведенные водой краски, соблюдая определенную последовательность:
- укладываются светлые оттенки;
- средние тона;
- темные цвета.
- Мазки наносятся легкими движениями, таким образом чтобы кисточка не «счищала» со стены подсыхающий известковый состав. При появлении в краске белесых разводов, кисть необходимо тщательно промыть и снизить при работе нажим на инструмент.
- Прорисовка повторяется, но в обратной последовательности:
- укладывается темная краска;
- средние цвета;
- светлые оттенки.
Это позволит создавать между оттенками плавные переходы. А на участках где светлая краска уже впиталась в основание, можно будет повторить высветление, что сделает картину более контрастной.
- По окончании росписи участка, края, незаполненные штукатуркой, аккуратно срезаеются шпателем и ножом, чтобы формировался внешний скос, на который накладывается снова гипсовый раствор и заглаживается, пока не исчезнет шов.
- Операции по росписи снова повторяются.
Самым сложным является финальный этап работ: нельзя трогать фреску примерно нам 10 суток. Это связано с тем, что при высыхании штукатурки впитывание краски происходит неравномерно, что может непредсказуемо изменять оттенки изображения.
Совет: До полного высыхания штукатурки, помещение должно быть защищено от сквозняков и перепадов температуры.
Нанести красками рисунок на сырой штукатурке – достаточно сложная техника, освоить ее на должном уровне под силу далеко не каждому художнику.
Но при большом желании и наличии художественного вкуса можно попробовать, а видео в этой статье и некоторые рекомендации помогут на первых этапах.
Художественная роспись стен краской по сырой штукатурке известна уже более трех тысяч лет: художники из Египта первыми стали наносить фрески на стены храмов и дворцов, а затем этот способ украшения интерьера распространился по всему миру. Уникальности и уюта интерьеру такая роспись может добавить и в частном доме.
Особенности оштукатуривания
Конкретные пропорции выбираются мастером. При этом принимаются во внимание размеры здания, показатели микроклимата в помещении, особенности пользования сооружением по временам года. Все эти факторы оказывают прямое влияние на условия эксплуатации здания и параметры микроклимата в нем. Эти характеристики, в свою очередь, влияют на конкретный состав штукатурки. В среднем необходимо на одну часть извести примерно четыре части песка, но это не конкретный рецепт, а только примерная рекомендация без учета наполнителей и прочих индивидуальных добавок.
Приготовление штукатурного раствора
Цена на строительный миксер
Строительный миксер
Штукатурка наносится в несколько этапов.
Шаг 1. Намачивание стены. Воды надо много, кирпич должен ее впитать максимальное количество и на максимальную глубину. В некоторых случаях для этого требуется несколько дней, время определяется мастером на основании личного практического опыта и интуиции. Чем больше воды впитает стена, тем дольше штукатурка будет сырой, а это очень важное условие.
Широкой кистью обильно смачивают поверхность стены водой
Шаг 2. Два-три черновых слоя. Наносятся они по очереди, общая толщина в пределах 3 см. Почему надо делать несколько тонких черновых накидок? Связано это с физическими особенностями раствора для штукатурки. Если его сразу набрасывать толстым слоем, то покрытие будет иметь много воздушных карманов различного размера, никакими гладилками их не удалить. Воздушные пузырьки оказывают крайне негативное влияние на прочность и долговечность штукатурки. По этим параметрам она и так намного уступает составам на основании цемента.
Наносят черновой слой штукатурки
Шаг 3. Делают финишный выравнивающий слой толщиной не более 4 м. Здесь уже применяется раствор только из песка и извести, наполнителей нет. Этот слой выполняет функцию основания, он должен быть максимально ровным и однородным. Наличие в нем пеньки и кирпичной крошки не дает возможность краскам равномерно впитываться в сырую поверхность стены.
Наносят выравнивающий слой
Шаг 4. Несколько слоев побелки качественной известью. Такие работы выполняются живописцами непосредственно перед рисованием. Известковая побелка заменит холст для картины.
Завершающий этап подготовки — побелка известью
Важно. В помещении должны полностью отсутствовать сквозняки. На время создания рисунка плотно закрываются окна и двери.
Далее начинается творческий процесс рисования фрески.
Рисование картины
Шаг 1. Подготовка эскиза. Перед началом работы рисуется эскиз композиции, детали не прорисовываются, делается только контур предметов и людей.
Вариант эскиза для фрески
Шаг 2. Перенос эскиза. Вначале размечается площадь и определяется масштаб переноса. Наносятся главные точки привязки, по ним делается первичная вырисовка. Если изображение небольших размеров, то эскиз переносится методом перекалывания: бумага прикладывается к поверхности стены, метки делаются острым кончиком карандаша.
При переносе эскиза на стену следует точно соблюдать пропорции
Шаг 3. Консервация рисунка. После переноса делается так называемый процесс консервации состояния поверхности стены. Фреска полностью закрывается тонкой технической пленкой, она отлично приклеивается к свежей побелке. Воздушные пузырьки удаляются губкой или валиками, за счет чего обеспечивается плотное примыкание. Такой метод позволяет поддерживать штукатурку сырой длительный период времени, а для рисования открывать только те участки, которые можно относительно быстро завершить. Конечно, при этом принимается во внимание особенности композиции, работать необходимо над целым образом, а не его частями.
Часть стены закрывают пленкой, чтобы штукатурка не высохла
Шаг 4. Мастер определяет, какой кусок картины он может нарисовать за день и освобождает от консервации соответствующую площадь стены. Пленка вырезается острым лезвием очень аккуратно, на стене не должны оставляться следы. Поверхность под пленкой постоянно сырая, но не настолько влажная, чтобы это мешало нанесению краски. Определить готовность стены к работе может только опытный живописец.
Для прорисовки очередного фрагмента часть пленки аккуратно удаляют
Практический совет. Если по каким-либо причинам влажность недостаточна, то ее необходимо увлажнить пульверизатором и побелить белилами. Они прозрачные, контур хорошо просвечивается.
По ходу работы рисунок может немного изменяться и корректироваться. Процесс написания надо делать довольно быстро, кисти должны быть мягкими и не оставлять следов на стене. Консистенция краски зависит от стиля фрески. В одних случаях она пастообразная, а в других жидкая и наносится в три-четыре слоя. Общая толщина может достигать нескольких миллиметров.
Краски для росписи по сырой штукатурке
На сырой стене краски отлично соединяются, а кальций при выходе наружу из извести покрывает их защитной пленкой. Российские традиции написания фресок предусматривают использование густых красителей, утверждения о том, что рисунки тонкие и полупрозрачные, являются заблуждением. Метод работы выбирается живописцем, он принимает решение по ходу работы. Рисование фресок имеет свои требования и правила, мастер много лет изучает их и только после этого имеет право заниматься такими работами. Не стоит надеяться, что вам с первого раза удастся создать настоящий рисунок по сырой стене. Мастерству подмастерья у опытных художников учатся длительный период времени.
Цены на различные виды акриловой фасадной краски
Краска акриловая фасадная
Видео — Живопись по сырой штукатурке
Немного истории
Искусство росписи по сырой штукатурке зародилось в античном Средиземноморье. Популярностью своей этот метод был обязан дешевым краскам, которые изготавливались из местного минерального сырья и разводились водой. В Риме фресковая живопись украшала дома богатых людей и общественные здания, примеры таких работ можно увидеть в Помпеях и Геркулануме, где живопись хорошо сохранилась благодаря стоящему рядом Везувию: города были засыпаны пеплом в начале нашей эры.
Свое развитие фреска получила в Средние века, где она стала непременным атрибутом храмов. Особенно славились итальянские мастера, у которых фреска была признаком высшего пилотажа художника. Услуги по фресковой живописи пользовались заслуженным спросом: такая роспись была практически вечной, ведь краска впитывалась в штукатурку и схватывалась вместе с ней. При высыхании она несколько блекла, но это компенсировалось главным назначением фрески: она делалась в больших интерьерах, где впечатление от живописи получалось на некотором расстоянии от него.
Живопись по сырой штукатурке господствовала в храмах вплоть до XVIII века, постепенно вытесняясь другими формами оформления интерьера.
Суть процесса
Известковая штукатурка, состоящая из гашеной извести и песка, наносится на стенку в несколько слоев, верхний из которых и покрывается живописью. Краски для фрески водорастворимые, готовятся на известковой, казеиновой или силикатной основе. При нанесении на сырую штукатурку они впитываются в нее и по мере схватывания раствора так в нем и остаются, окрашивая карбонат кальция. С точки зрения химии этот процесс выглядит так:
Са (ОН)2 + СО2 = СаСO3 + Н2О,
где Са (ОН)2 — гашеная известь (гидроксид кальция), СО2 — углекислый газ.
Полученная таким образом картина является неотъемлемой частью стены, и смыть ее не получится. Можно лишь закрасить или сбить штукатурку совсем.
Нужна ли фреска в квартире
Фреска является одним из видов монументальной живописи. В отличие от станковой, когда картину вы можете снять и перевесить в другое место, со стенной росписью так не получится.
Изначально любое монументальное искусство было рассчитано на то, что оно является не самостоятельным произведением, а частью всего комплекса. Может быть, это будет грубо сказано по отношению к работе художника, но фреска в квартире станет альтернативой окраске или обоям, только с более высокой стоимостью.
Перед тем как решиться на такое украшение вашей стены (или потолка, если высота позволяет), продумайте композицию, которую вы там разместите. Лучше даже проконсультироваться по этому поводу со специалистом. Дело в том, что понравившаяся вам картинка может совершенно не вписываться в ваш интерьер. То, что хорошо смотрится под куполом собора, совершенно не подойдет для декорирования стены в хрущевке.
Еще один важный момент, о котором хочется предупредить — это квалификация. Чаще всего современные художники не обладают навыками штукатурных работ, а у штукатуров совсем плохо с художественными талантами. Мастера Средневековья владели и тем, и другим, им было проще. У вас есть два выхода из создавшегося положения:
- Нанять художника и работать в паре, освоив штукатурные работы.
- Попробовать все сделать самостоятельно.
Одно важное предупреждение: если у вас нет никаких знаний о свойствах красок, композиции, светотени, и вообще художественных навыков, не стоит начинать учиться на фреске. Поверьте, это не тот случай. Вы будете загнаны в узкие рамки схватывания слоя штукатурки и, скорее всего, испортите и стену, и материал. Оценивайте свои возможности реально.
Материалы и технология штукатурных работ
Живопись по сырой штукатурке водяными красками состоит из двух этапов — штукатурных работ и росписи. Причем оба этих процесса накладываются друг на друга. Поэтому каждый этап рассмотрим подробно.
Фреска выполняется по самому распространенному в советское время штукатурному покрытию — известково-песчаному раствору.
Этот раствор разводится в пропорции 1:4, где 1 — это гашеная известь, а 4 — песок. Финишные слои разводятся в пропорции 1:2,5, и вместо песка желательно использовать порошок из тертого кирпича.
В продаже известь бывает в виде известкового теста, порошка негашеной извести и порошка-пушонки (гашеной). Дешевая известь производится из отходов производства и является тощей: содержание оксида кальция в ней меньше, и гасится она медленно; иногда гашение занимает год. Использование низкокачественной извести под фреску не рекомендуется. Из-за медленного гашения и множества примесей она будет давать высол, из-за которого может отстать от стены и образовывать некрасивые потеки на поверхности штукатурного слоя, а то и вовсе расслаиваться.
Раньше художники известь тщательно промывали и перемешивали, добиваясь полного гашения. Сейчас есть возможность приобрести чистую известь и погасить ее дома, а если нет для этого места — купить пушонку.
Песок для раствора должен быть чистым. Оптимальный вариант — это речной песок. Песок лучше просеять через мелкое сито: в отличие от кладочных растворов, штукатурные любят мелкий песок, растворы на нем более пластичные. Если вам жалко времени, то сделайте просев хотя бы на верхние слои.
Этапы работы
Оштукатуривание стен производится в три этапа:
- набрызг;
- грунт;
- укрывка.
Это как минимум три слоя. Максимальное число может достигать семи, и для известковых растворов это важно. При нанесении слоя более 1 см такая штукатурка имеет свойство трескаться, поэтому заранее оцените кривизну вашей стены, может быть, понадобятся дополнительные наметы.
Самым лучшим основанием для известковых растворов является кирпичная стена, чуть хуже — бетонная. Если ваша стена оклеена обоями, то их необходимо снять, равно как и нижележащие слои старой штукатурки, особенно если она плохо держится. Кривую стену необходимо армировать. Для этой цели может подойти штукатурная сетка, причем под фреску лучше использовать изделия из полимерных материалов. Раньше мастера в нижние слои замешивали солому, в верхние — льняное волокно. Сейчас в них нет необходимости, но укрепление излишне толстого слоя будет нужно обязательно.
К стене крепятся временные маячки, которые служат для выравнивания первого слоя. Набрызг можно производить мастерком или с насоса (в промышленных объемах пользуются именно им). Излишки снимаются при помощи правила. Если набрызг получается толстым, имеет смысл растянуть его на 2—3 раза, так вы избежите трещин. Сетку в таком случае лучше ставить именно в этот слой, предварительно вытащив маячки.
Когда набрызг частично схватится, можно приступать к грунтованию. Для этого нужен более густой раствор, который наносится на стену мастерком и перетирается полутерком. Излишки снимаются правилом. При этом важно контролировать качество работ уровнем и тем же правилом — именно на этом этапе завершается геометрическое выравнивание стены.
Раствор для укрывного слоя делается более жидким, в качестве заполнителя используется мелкий песок или тертый кирпич. Последний предпочтительнее, поскольку хорошо задерживает влагу, необходимую для полноценного схватывания раствора. Слой укрывки невелик, не более 2—5 мм, и наносится он при помощи терки.
Важно: за один прием для фресковой живописи наносится столько укрывки, сколько вы в состоянии покрыть фреской. Поэтому производительность труда лучше определить заранее. Опытный мастер в день расписывает 6—9 квадратных метров, но все зависит от выбранной композиции. Внимание к деталям резко снижает производительность.
Краски и их применение
Поскольку известковый раствор обладает щелочной реакцией, при замесе красок требуются щелочеустойчивые пигменты. К таким пигментам относятся:
- киноварь;
- оксид хрома;
- охра;
- ультрамарин;
- сажа;
- мумия;
- перекись марганца;
- железный сурик;
- умбра;
- лимонный;
- бордо;
- сиена;
- оранжевый;
- алый.
На сегодня таких пигментов намного больше, но при покупке всегда учитывайте два фактора — растворимость в воде и устойчивость к щелочам. Невнимание ко второму может обернуться как изменением цвета, так и полным обесцвечиванием. Если вы сомневаетесь в том, как поведет себя пигмент в дальнейшем, можно посоветовать испытать его. Для этого разведите его в том составе, которым планируете работать (вода и известь, вода, известь и казеин), и нанесите на предварительно заготовленный кусок штукатурки. Если вы новичок, следует сделать это со всеми пигментами.
Разводится краска негусто, при нанесении нужно пользоваться мягкой кистью.
Если вы расписываете стену впервые, имеет смысл заготовить шаблон на бумаге в натуральную величину. Его прикладывают к стене и иголкой протыкают контуры основных фигур, чтобы получить отпечаток на штукатурке. После этого контуры можно начать обводить. Лучше начинать со светлых слоев, переходя постепенно к более темным. Хорошо работает послойное нанесение, позволяя финишному цвету лучше проявить себя.
Светлые участки можно выбелить разведенной гашеной известью, и только потом наносить основные цвета.
По окончании рабочего дня не заполненную росписью штукатурку следует срезать наискось канцелярским ножом на толщину укрывного слоя, чтобы шов в последующем был незаметен.
Некоторые варианты красок
Помимо простых водных и казеиновых растворов, существуют способы разведения красок на яйце и жидком стекле.
Краски, полученные смешиванием пигмента с яйцом, называют темперными. Они прекрасно подходят для известковых оснований, поскольку яичный белок альбумин реагирует с известью, в результате чего получается очень прочное вещество — кальция альбуминат.
Разводят темперные составы на квасе, пиве или вине, добавляя в них яичные составляющие и пигмент. Желток как основа имеет серьезный недостаток — высохшая краска, разведенная на желтке, теряет яркость. Положение может спасти покрытие, но при этом такая живопись перестает быть собственно фреской. Белок в этом отношении работает куда лучше.
Темперная живопись более плотная и лучше сохраняет тон.
Для росписи наружных стен хорошо подходят краски на основе жидкого стекла. Они разводятся на палитре, а в качестве укрывного слоя под них лучше всего подойдет раствор 1:4, то есть 1 часть извести и 4 части трепела. Эта пористая горная порода очень хорошо впитывает краску. При контакте с известью жидкое стекло дает очень устойчивую и нерастворимую субстанцию намного прочнее фрески.
Если вы взвесили все за и против и решились на фреску в вашем доме, подойдите к процессу немного не так, как к станковой композиции. Хорошая фреска создает настроение на некотором расстоянии. Мелкие детали на ней прописать сложно, да и не нужно. Куда лучше будет уделить внимание контурам, цветам и светотени, ведь именно от них зависит, впишется ли фреска в интерьер вашего жилья.
Общие сведения
Немного исторических фактов
Свое развитие фреска получилась еще в средние века, где она смогла стать непременным атрибутом храмов. Особенно прославились итальянские мастера, у которых фреска была признаком высшего пилотажа мастера. Услуги по фресковой живописи пользовались заслуженным спросом – подобная роспись была почти вечной, потому что краска впиталась в поверхность штукатурки и схватывалась вместе с ней. При просыхании она начинала немного блекнуть, но это компенсировалось главным назначением фрески – она была проведена в больших интерьерах, где впечатление от живописи получалась на определенном расстоянии от него. Живопись по сыром штукатурном слое господствовала в храмах вплоть до 18 века, и постепенно вытеснялась остальными видами оформления интерьера.
Суть процесса
Штукатурка известкового типа, состоящая из гашеной извести, а также песка, будет нанесена на поверхность стен в несколько слоев, верхний из которых и будет покрыт живописью. Краска для фресок водорастворимые, и их делают на казеиновой, известковой или даже силикатной основе. При нанесении на поверхность сырой штукатурки они начинают впитываться в нее и по мере схватывания раствора в нем остаются, окрашивая карбонат кальция. С точки зрения химии такой процесс будет выглядеть следующим методом:
Са (ОН)2 + СО2 = СаСO3 + Н2О
При этом Са(ОН)2 является гашеной известью (то есть гидроксидом кальция), а СО2 – углекислый газ. Полученная таким образом картина будет неотъемлемой частью стен, и смывать ее не получается. Можно только закрашивать или сбивать штукатурку в полной мере.
Требуется ли фреска в квартире?
Фреска может стать одним из видов монументальной живописи. В отличие от станковой, когда картину вы сможете снимать и переводить в иное место, а вот со стеновой росписью так не выйдет. Изначально все монументальное искусство было рассчитано на то, что оно является не самостоятельным произведением, а частью общего комплекса. Может быть, что это грубо сказано по отношению к работам художника, но фреска в квартире станет обоям или окрашиванию альтернативой, но лишь с более высокой ценой.
Перед тем, как решиться на подобное украшение ваших поверхностей стен (или потолка, если высота позволит), следует продумать композицию, которую вы тут разместите. Лучше постараться проконсультироваться по такому поводу со специалистом. Все дело в том, что понравившаяся вам картинка может и вовсе не вписываться в ваш интерьер. То, что прекрасно смотрится под куполом соборов, вовсе не подойдет для украшения стен в хрущевках. Еще один момент в живописи по сырой штукатурке, о котором важно предупредить – это квалификация. Чаще всего современные мастера-художники не имеют навыков штукатурных работ, а у самих мастеров часто плохи дела с художественными талантами. Мастера средних веков владели и первым, и вторым, и так им было проще.
У вас есть два выхода для создавшего положения:
- Нанять художника и работать в паре, осваивая штукатурные работы.
- Попробовать сделать все своими руками.
Есть и еще одно весьма важное предупреждение – если у вас нет особых знаний о свойствах лакокрасочных составов, световой тени, композиции, и в целом художественных навыков, не следует начинать учиться именно на фреске. Поверье, это совсем не тот случай. Вы будете загнаны в узкие рамы схватывания слоев штукатурки, и, скорее всего, испортите и стеновые поверхности, и материал. Следует оценивать свои возможности реально.
Подробности
Материалы и техника работ по оштукатуриванию
Живопись по штукатурке посредством водяных красок сделан из двух этапов – штукатурных работ, а еще росписи. При этом оба процесса будут накладываться друг на друга. По этой причине каждый этап следует рассматривать подробно. Фреска делается по самому популярному в советское время покрытию штукатурки – известково-песчаному раствору. Этот раствор будет разводиться в пропорциях 2 к 8, где 2 – это гашеная известь, а 8 это песок. Финишные слои разводит в пропорции 2 к 5, и вместо песка стоит применять порошок, сделанный из кирпичного порошка.
В продаже есть известь, которая бывает в виде известкового теста, а также порошка негашеной извести и порошка-пушонки (гашеной). Дешевая известь делается из отходов производства и тощая – содержание оксида кальция в ней куда меньше, и гасится она крайне медленно, а иногда гашение может занимать и вовсе год.
Применение извести низкого качества под фреску не рекомендуется. Из-за медленного гашения и большого количеств примесей она будет давать высол, из-за которого может отставать от стеновых поверхностей и образовывать некрасивые потеки на поверхностях слоя штукатурки, а то и вовсе начинает расслаиваться. Ранее художники старались тщательно перемолоть известь и перемешать, добиться идеального погашения. На данный момент есть возможность приобрести чистую известь и начать гасить ее дома, а если для этого нет места – приобрести пушонку. Песок для раствора обязательно должен быть чистым, без примесей. Оптимальным вариантом будет речной песок. Песок лучше просеивать через мелкое ситечко – в отличие от растворов кладки, штукатурные обожают мелкофракционный песок, и растворы на нем будут более пластичные. Если вам будет жалко времени, то стоит сделать просеивание хотя бы на верхних слоях.
Этапы выполнения работ
Процесс оштукатуривания выполняется в три этапа:
- Набрызг.
- Грунтовка.
- Укрывка.
Идет речь минимум о трех слоях. Максимальное число может достичь семи, и для известковых растворов крайне важно. При нанесении слоя больше 1 см такая штукатурка имеет свойство трескаться, и потому следует заранее оценивать кривизну ваших стен, и может быть, потребуются дополнительные наметы.
Самым лучшим основанием для растворов известкового типа является стена кирпичного типа, и немного хуже бетонная. Если ваши поверхности стен оклеены посредством обоев, то их следует снимать, равно как и слоя старого штукатурного типа, а особенно если она будет плохо держаться. Кривые стены следует армировать. Для этой цели может идеально подойти штукатурная сетка, и при этом под фреску лучше применять изделия, выполненные из полимерного материала. Ранее мастера в нижние слои замешивали солому, а в верхние льняные волокна. На данный момент в них нет необходимости, но укрепление очень толстого слоя будет крайне важно.
Для техники живописи по сырой штукатурке к стене следует прикрепить временные маячки, которые послужат для выравнивания первого слоя. Набрызг можно произвести посредством мастерка или с насоса (в промышленных объемах пользуются конкретно им). Излишки следует снять посредством правила. Если набрызг получается толстым, есть смысл растягивать его в два, а то и в три раза, и так вы сможете избежать трещин. Сетку в этом случае лучше поставить именно в этот слой, заранее вытаскивания маячки. Когда набрызг начнет частично схватываться, и можно приступить к грунтовке. Для этого требуется более густой раствор, который будет нанесен на поверхность стен при помощи мастерка и перетереть полутерком. Излишки уберите при помощи правила. При этом следует контролировать качество выполнения работ правилом или уровнем – именно на таком этапе завершается геометрическое выравнивание стен.
Раствор для слоя укрывного типа делают более жидким, и в роли заполнителя применяют мелкий песок или даже тертые кирпичи. Последний вариант предпочтительнее, потому что прекрасно задерживает влагу, которая так важная для полноценного схватывания раствора. Сам по себе слой небольшой, не более 0.2-0.5 см, и наносят его посредством терки.
Обратите внимание, что за один прием для фресковой живописи наносят столько укрывного слоя, сколько вы в состоянии покрывать фреской. По этой причине производительность труда лучше определять заранее. Опытный мастер в день будет расписывать от 6 до 9 квадратных метров, но это будет зависеть от подобранной композиции. Внимание к деталям резко уменьшает производительность.
Краска и их использование
Так как известковый раствор имеет щелочную реакцию, при замешивании красок нужно пигменты, устойчивые к щелочам. К ним можно отнести следующее охру, киноварь, оксид хрома, ультрамарин, мумия, сажа, перекись марганца, железный сурик, лимонный, умбру, сиену, бордо, оранжевый и алый. На данный момент таких пигментов куда больше, но при покупке всегда следует учесть пару факторов – растворимость в воде и устойчивость к щелочным средствам. Невнимание к щелочам может обернуться и изменением цветов, и идеальным обесцвечиванием. Если вы сомневаетесь в том, как в дальнейшем будет вести себя пигмент, можно порекомендовать испытывать его. Для этого его важно развести в том составе, которым желаете работать (вода и известь, казеин и известь, вода), и нанесите на предварительно заготовленный штукатурный кусок. Если вы новичок, следует проделать это со всеми пигментами. Краску важно развести негусто, и при нанесении следует использовать мягкую кисточку.
Если вы будете расписывать стены в первый раз, есть смысл заготавливать шаблон на бумажной поверхности в натуральный размер. Его прикладывают к стенам и иголками протыкают контуры главных фигур, чтобы получать отпечаток на штукатурном слое. После этого контуры можно начать обводить, и лучше приступить к работам со светлых переходов, а после постепенно идти к черным. Прекрасным вариантом будет послойное нанесение, давая финишному цвету лучше проявлять себя. Светлые участки можно выбеливать разведенной известью гашеного типа, и лишь после приступать к нанесению основных цветов. В конце рабочего дня незаполненную росписью штукатурку нужно разрезать наискось посредством канцелярского ножа на толщину слоя укрывного типа, чтобы в дальнейшем слой был незаметным.
Некоторые варианты красок
Помимо обычных казеиновых и водных растворов, есть методы разведения лакокрасочных средств на жидком стекле и яйце. Краски, которые получены при смешивании пигмента и яйца, называют темперными. Они отлично подойдут для известковых оснований, потому что яичный белок альбумин будет реагировать с известью, и в результате получается весьма прочное вещество – альбуминат кальция. Разводят такие составы на пиве, квасе или даже вине, добавляя в них составляющие яиц и пигменты. Желток в качестве основы имеет один, но весьма существенный недостаток – просохшая краска, которая разведена на желтке, начинает терять яркость. Положение можно спасти посредством покрытия, но при этом такая живопись перестанет быть фреской, и белок в таком отношении действует намного лучше. темперная живопись куда плотнее и лучше сохраняет тон.
Для живописи по сырой штукатурке снаружи прекрасно подойдут краски на базе жидкого стекла. Их разводят на палитре, а в роли укрывного слоя под них идеально подойдет раствор 2 к 8, в котором 2 меры извести и 8 мер пепла. Это горная пористая порода прекрасно впитывает лакокрасочный составы, и при контакте с известью жидкое стекло даст более устойчивую, а еще нерастворимую субстанцию куда прочнее фрески. Если вы взвесили все плюсы и минусы, и решились на фреску в доме, то подойти к процессу следует не так, как к станковой композиции. Хорошие фрески будут создавать настроение на расстоянии, и мелкие детали на них расписывать сложно, да и не нужно. Куда лучше будет уделять внимание цветам, контурам, световым теням, потому что именно от них будет зависеть, впишется ли фреска в интерьер жилья или нет.